Заметки на все случаи жизни
(c) Serg
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
25.04.2024
17:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2011 » Ноябрь » 7 » Белорусские продукты питания захватывают украинский рынок
13:06
Белорусские продукты питания захватывают украинский рынок
Белорусские товары захватывают украинский рынок продуктов питания. Легенды о советском качестве и активные продажи грозят вытеснением отечественных производителей

Менеджер киевской фармацевтической компании Виктория Яновская начала покупать белорусские продукты около полугода назад. Попробовать сметану и масло из братской республики её уговорила соседка, хвалившая белорусов за верность советским ГОСТам, уважение к экологии и скидки для пенсионеров. Хоть рассчитывать на скидку 25-летней Виктории не пришлось, вкус ей действительно понравился. Как по заказу, киоск с белорусскими продуктами недавно открылся прямо напротив дома Яновской – такие сейчас появляются повсюду в украинских городах-миллионниках.

В последнее время белорусскую «молочку» всё чаще можно встретить и на полках супермаркетов. Беларусь и раньше импортировала в Украину продукты питания и товары лёгкой промышленности, но в этом году поставки резко выросли. По данным Госкомстата Украины, с января по август ввоз такой продукции из соседней республики увеличился на 71,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. Импорт молока за первое полугодие вырос на 105%, а колбасных изделий – на 40%.

Из-за финансового кризиса и обесценивания национальной валюты белорусским производителям стало выгоднее поставлять товары на внешние рынки, где за них рассчитываются валютой, чем продавать их собственным потребителям, говорит Елена Белан, экономист ИК Dragon Capital. Но и до того как обрушился курс «зайчика», резкое увеличение экспорта в соседние страны было целью государственной политики Александра Лукашенко. А белорусские производители продуктов сейчас работают над новым подходом к продвижению национального бренда, выросшего на советских стереотипах.

Back in the USSR
Украинские покупатели только рады экспансии соседей: они разочаровались в отечественных производителях, злоупотребляющих консервантами и растительными добавками. Белорусские продукты зачастую продаются на 10–15% дороже украинских, но их всё равно берут. «Мы себя позиционируем достаточно дорого, – говорит Дмитрий Кравченко, заместитель генерального директора Рогачевского молочно-консервного комбината. – Наша продукция сделана по ГОСТам 1978 года, а не по техническим условиям. Поэтому мы не боимся выставлять цену выше, чем у украинских аналогов».

В украинской рознице сгущёнку Рогачевского комбината предлагают по цене от 14 гривен, в то время как отечественный аналог можно купить и за 10. Но если в составе белорусского продукта только два ингредиента – молоко и сахар, то украинский почти всегда содержит ещё и пальмовое масло. Возможно, этим и объясняется высокий спрос на белорусскую сладость. По словам Кравченко, с начала года поставки на украинский рынок выросли на 300–400%. Сейчас на Украину приходится около 20% объёма экспорта компании.

Помимо сгущёнки и молочных продуктов украинским покупателям пришлись по душе белорусские сосиски и колбасы, которые поступают от нескольких производителей, среди которых и мясоперерабатывающий завод «Инко-Фуд». По словам заместителя генерального директора Руслана Тучи, верность ГОСТам – основное преимущество белорусской колбасы. За 75 лет состав «Докторской» не изменился, говорит Туча. А в некоторых украинских аналогах мясо не просто дополняется, а вовсе вытесняется соей.

Тихой сапой

Белорусские продукты в Украине чаще всего продаются в киосках, небольших магазинах, павильонах и на ярмарках. Киоски, как правило, отличаются крупной вывеской с упоминанием страны-производителя: «Молочные продукты из Беларуси», «Белорусские колбасы». На ценниках – советский знак качества, в некоторых торговых точках предлагают скидки для пенсионеров.
Что это – бренд, который какая-то компания развивает по принципу франшизы? Пока нет. Белорусские маркетологи только недавно взялись разрабатывать общую марку для национальных продуктов питания. Анатолий Акантинов, генеральный директор минского Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», в конце сентября выступил организатором форума «Экспорт белорусских продуктов питания», на котором крупные белорусские экспортёры – компании «Санта Бремор», Рогачевский молочно-консервный комбинат, «Савушкин продукт» и другие обсуждали совместную стратегию и создание единого бренда. «Раз мы держимся за советские стандарты, их надо рекламировать и продавать дороже», – говорит маркетолог.
В работу над брендом вовлечено и государство. Национальная программа правительства Беларуси предусматривает рост экспорта товаров на 208% до 2015 года.

Министерство сельского хозяйства страны даже предпринимало попытку создать сеть продуктовых магазинов «Белорусский гостинец» в Санкт-Петербурге. «Эта идея провалилась, так как её не поддержали производители, – говорит Акантинов. – Сейчас ситуация противоположная – с инициативой создания единого бренда выступили сами компании».

Но что же получается, киоски с одинаковыми названиями и советским знаком качества на вывесках появляются в Украине стихийно? Да, пока в Минске раздумывают над стратегией, украинские предприниматели делают за маркетологов их работу – как умеют.

Киевское частное предприятие «Андрий» объединяет сеть таких киосков. Его владелец пообщался с Фокусом, но попросил не называть свою фамилию. Фирма занимается торговлей белорусскими товарами немногим более пяти месяцев, и за это время в столице удалось открыть 12 киосков. По словам торговца, продукцию он закупает непосредственно у белорусских компаний. И закупочные цены не сильно отличаются от украинских. «Выгода в том, что эта продукция качественная и раскупается лучше нашей», – объясняет владелец ларьков. Украинских товаров в его киосках немного – около 10%. Это те продукты, которых нет в ассортименте белорусских производителей.

Ставка белорусов на небольшие магазины объясняется трудностями работы с крупными сетями. «Они требуют деньги за то, что мы отдаём им товар на реализацию, за место на полке, за рекламу, – рассказывает Семён Низверх, директор компании «Укрбелсервис», официального представителя белорусского комбината «Молочные продукты». – А мы не можем сделать наценку больше 5%». По его словам, на супермаркеты приходится не более 10% продаж белорусской продукции.

Легендарное качество
Украинские производители говорят, что уже опасаются конкуренции со стороны белорусов. Успехи соседей они объясняют тем, что государство поддерживает своих производителей, в то время как в Украине сложилась противоположная ситуация.

«Молочное производство в Беларуси растёт на 5–10% в год, закупочные цены на молоко регулируются государством. Есть все условия для развития отрасли», – объясняет Наталья Фесюн, директор по корпоративным связям компании «Бель Шостка Украина». В Украине, напротив, сокращается поголовье скота, снижается производства молока, закупочные цены на него растут. Поэтому некоторые производители заменяют молочное сырьё растительными жирами. И если в ближайшем будущем ничего не изменится, эта тенденция будет только усиливаться.

У производителей мясной продукции похожие проблемы. «Белорусский товар качественный, хоть и более дорогой, – говорит Людмила Дрыгало, владелица одноимённого предприятия, производящего замороженные мясные полуфабрикаты. – И часть потребителей, которые могут позволить себе заплатить больше, будут покупать его».

Украинские СМИ много пишут о низком качестве отечественной продукции, на ТВ появляются разоблачительные передачи о том, что украинская колбаса значительно уступает белорусскому аналогу, об этом заявлял даже премьер-министр Николай Азаров. У белорусских продуктов хороший пиар, основанный, возможно, на мифах. Слабое место белорусских производителей – технологии. «Большинство ферм в Беларуси не модернизировались с советских времён, – говорит Мария Колесник, аналитик консалтингового агентства ААА. – Они не компьютеризированы». Из-за этого на качество белорусских продуктов может заметно влиять человеческий фактор.

Трудно также отследить, что происходит даже с качественными продуктами в процессе доставки потребителю. «Мы не знаем, как осуществляется транспортировка, выдерживается ли линия холода, да и прилавки этих киосков не вызывают у меня доверия», – говорит Наталья Фесюн.
Впрочем, лаборатории, тестирующие продукты питания, пока подтверждают репутацию белорусских производителей. «Мы тестировали только один товар – сгущённое молоко. Белорусская сгущёнка действительно сделана по ГОСТу, – отмечает Валентин Безрукий, президент Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест». – Но и некоторые наши производители делают не хуже».

Он наверняка прав, но у этих производителей нет такого сильного общего бренда, пусть бы и спонтанно возникшего, как у поставщиков из соседней страны. Сейчас главное оружие белорусов – «евангелисты» в киосках: продавцы сами верят в то, что торгуют качественной продукцией. Они готовы целый день говорить об этом потребителям, для которых знак качества СССР до сих пор много значит. 

focus.ua


Читаем еще в разделе "Статьи":
[02.08.2010][Банковские вопросы]
Когда появится доступная ипотека? (0)
[08.12.2009][Банковские вопросы]
На рынке розничной торговли продуктами начался передел (0)
[31.12.2009][Разное]
Моральный вред: история и реальность (1)
Категория: Разное | Просмотров: 1310 | Добавил: Serg_m | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Карта пробок
Пробки на Яндекс.Картах
Погода
Валюта и металлы
Курсы наличного обмена на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Все АЗС
Полезные странички
  • Кредит. Расчет
  • Читать, читать...
  • ООО "Масалет"
  • ПП "Автократ"
  • Видеопробки
  • Заправки WOG
  • Заправки ОККО
  • Дороги Украины
  • Дороги Navizor
  • Дороги Автострада
  • Кадастрова карта
  • Правозащитные организации
  • Автоподставы
  • Полезные ссылки
  • Площадь, расстояние на карте
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Календарь
    «  Ноябрь 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930
    Категории раздела
    Банки [82]
    Закон [83]
    Разное [586]
    Строительство [31]
    Техника [63]
    Политика [305]
    Столица [426]
    Мир [591]
    Экономика [74]
    Авто [53]



    Украинская Баннерная Сеть
    Copyright Serg © 2009-2024
    Яндекс цитирования Rambler's Top100