Шило
на мыло
- Всегда хотел иметь Mercedes W126
или что-то вроде того. При этом Senator рассматривался чисто
теоретически: я о нем знал только по картинкам и особо им не
интересовался, хотя и засматривался на него в городе.
Но вышло так, что появился у меня именно
Senator, - его я получил в обмен на универсал Mercedes W123. Та машина
была у меня на продажу, а знакомый разборщик предложил поменяться - ему
нужен был "сарай", чтобы возить запчасти. То на то по цене и выходило,
поэтому можно сказать, что автомобиль обошелся в 1500 у.е.
Сначала была идея продать машину и получить
деньги. Ржавчинку "зафуфлил", машину по кругу "облил", дал объявление,
мне начали звонить по три человека в неделю. Приезжали, смотрели, но не
покупали. Как-то в очередной раз помыл машину. Стояла солнечная погода,
посмотрел я на свой Senator и понял: не продается. Просто до меня дошло,
что я его полюбил, что это тот автомобиль, который устраивает меня по
всем параметрам.
Сложно сказать, что в первую очередь меня
привлекает, комфорт или исключительность, непохожесть на другие машины.
Может быть, даже второе. "Сенаторов" вообще мало, а живых у нас считаные
единицы. И на него смотрят всегда, на какую бы стоянку я ни заехал.
Когда знающие люди видят Senator и понимают, что наверняка это должен
быть "труп", они очень удивляются, что, оказывается, и арки-то целые, и
двери не гнилые!
А кузова на самом деле не было. Мне достался
"труп", полный "труп": гнилой, с уставшим мотором и "автоматом" с
неработающей четвертой передачей. А чего удивляться? На нем возили
чугунные сковородки на Москву, за одну поездку везли тонну: 500
килограммов в машине и 500 в прицепе. Сковородки сделали свое черное
дело - от перегрузок полопались задние лонжероны...
Когда я решил взяться за машину досконально,
то отдал ее сварщику, который вырезал все гнилое, что нашел. Теперь уже
речь шла о том, чтобы машину не "фуфлить", а восстановить полностью и
основательно, для себя, чтобы ездить на ней каждый день. Мы разобрали
салон, разобрали кузов снизу, сколько это было возможно. И все
переварили: арки, крылья, дверные проемы... В ход шло все, что могло
подойти. Например, задние арки сделаны из... передних крыльев Оmega А!
Пороги заказаны на заводе из 1,7-миллиметрового стального листа. В
принципе здесь заменены все съемные кузовные элементы.
Была сделана полная антикоррозийная обработка
кузова: "пролили" все скрытые полости. Результат налицо - за два года
эксплуатации не вылезло ни одного "жучка". Машина была полностью облита,
а заодно немного изменили цвет. Изначально автомобиль был светло-серый,
невзрачный. Сидя на подоконнике у колориста, я долго выбирал и
остановился на этом оттенке. Но, если честно, уже жалею, что поленился
сходить поменять техпаспорт, - все-таки я всегда хотел иметь большой
черный седан...
Исходя из того, что сварка обошлась мне в 500
у.е., а все остальное я делал сам, восстановление кузова потребовало
около 1000 у.е. - обычному владельцу при заказе "под ключ" это стоило бы
раза в два больше. Опять же мне повезло найти по дешевке б/у кузовщину.
А с этим сейчас проблема: приди на базар, скажи, что ищешь что-то на
Senator, и посмотри на реакцию продавцов. Это у "разборщиков" по Opel
может что-то заваляться, а так кузовщина уже проблема. Конечно, можно
найти новый "оригинал" - на "экзисте" задняя дверь стоит 635 долларов...
Но если говорить о механической части, то
можно использовать детали от более свежих моделей. В ходовой кое-что
подходит от Omega A и Omega B. Например, сейчас установлены тормозные
суппорты с Omega 2000.
Изменения
к лучшему
Когда я брал машину, то толком не
знал о модели ничего, кроме того, что это люксовый автомобиль с кучей
всего и 3,0-литровым мотором в придачу. Поэтому был немало удивлен,
узнав, что для Senator была предложена достаточно большая линейка,
состоявшая исключительно из шестицилиндровых рядных моторов, а именно:
2.5 25E (140 л.с.), позднее замененный на двигатель 2.6 С26NE (150
л.с.), С30NE 3.0 (156 л.с.), C30LE (177 л.с.) и самая серьезная и
желанная многими версия - C30 SE 3.0-24v (204 л.с.).
На моем автомобиле стоял базовый 2.5 25E (140
л.с.) - старый заслуженный мотор, который устанавливали еще на Senator
A, Commodore, Monza... Хороший двигатель, даже с пробегом под
полмиллиона километров, порядком "уставший", он особых проблем не
доставлял и в принципе меня устраивал. Но очень хотелось иметь "три
литра" под капотом. Еще ведь все постоянно спрашивали: "А Senator - три
литра?" Чувствовал себя ущербным: вот еще, рассказывать людям, что пять
моторов на этот автомобиль ставилось, а не только один 3,0-литровый...
Поэтому продал свой старый мотор за 180 у.е.
(к тому времени я уже отъездил на нем более 80.000 километров) и купил
"откапиталенный" 3,0-литровый за... 200 у.е. А эти движки никому не
нужны, потому как очень надежны. Чугунный блок, всего одна алюминиевая
деталь в моторе - помпа. Ломаться нечему.
Если честно, какой-то колоссальной разницы в
динамике я не заметил. Зато расход топлива снизился на пол-литра - литр.
На газу расход составляет от 13 до 14 л в городском цикле, трассовый
режим не замерял.
Установленный по заводу LE-Jetronic я поменял
на Motronic. Во-первых, я хотел увеличить мощность мотора со 156 до 177
л.с. Во-вторых, Motronik имеет возможность тестировать систему через
ALDL-разъем - так проще диагностировать автомобиль. В-третьих,
распределитель зажигания на LE-Jetronic был с датчиком Холла - такой
сейчас нигде не найти. А здесь самый простой распределитель, который
стоит 30 долларов.
Поменяв мотор, коробку оставил прежнюю -
четырехступенчатый "автомат". Бывший владелец на скорости пробил поддон
картера АКПП, масло вытекло, "сгорел" овердрайв. Три или четыре года я
ездил только с тремя передачами - четвертая не включалась. Но меня это
не особенно волновало: на 100 километрах в час на третьей было 2400
оборотов в минуту (сейчас на четвертой - 1900). Когда решил
восстанавливать машину, АКПП устроил полный "ребилд": все, что нужно
было заменить, было заменено и обошлось в 500 у.е. Коробка работает
замечательно: переключается плавно, стараясь как можно раньше перейти на
высшую передачу. Но меня это вполне устраивает, я на этом автомобиле
передвигаюсь очень спокойно. Надо мной даже многие смеются: мол,
раллист, а ездишь как пенсионер...
Последнее приобретение - новая передняя
подвеска Sachs, привезенная под заказ из Германии. Вся подвеска, кроме
рычагов и пружин, то есть сайлент-блоки, шаровые, наконечники,
амортизаторы, подушки опорно-поворотные, плюс задние амортизаторы -
всего в 280 евро!
Заднюю подвеску хвалят даже те, кто Opel
недолюбливает. Говорят, она "вечная", переживет сам автомобиль. И
действительно, сзади до сих пор "родные" сайлент-блоки. Они живые, их
никто не менял, да пока это и не требуется. Сзади стояли амортизаторы
Kayaba. Я как-то решил заменить их на новый Bilstein. Установил, поездил
две недели и вернул все обратно - по комфорту старые стойки оказались
значительно лучше. Когда потребуют замены, поставлю уже купленные Sachs.
"Нафаршировать"
Senator
Старый салон 20-летней давности был
изрядно протерт. В принципе велюр мне нравился, но некоторые места нужно
было перешивать. Ремонтировать старый или купить кожаный салон Omega
2000 с подогревами и электрорегулировкой? Конечно, я выбрал второе, что
обошлось в 300 долларов. Правда, он английский, поэтому память
регулировок есть только для правого кресла. Аутентичность - не то, к
чему я стремлюсь. Эта машина не для выставки, а для ежедневной езды.
С рождения на машине стояла "аналоговая"
комбинация приборов. Вообще это был полицейский автомобиль, совершенно
пустой, у него даже стеклоподъемники стояли механические. Но я решил
сделать себе "фаршированный" Senator. Купил за 40 долларов ЖК-панель,
сделал электроприводы стекол. Единственное, на что не пойду, - это на
установку кондиционера, так как для этого нужно снимать панель приборов,
а я уже дважды эту операцию проделывал, больше не хочется.
А панель пришлось снимать вот по какой
причине. На всех машинах, даже без кондиционера, - электронное
управление заслонками системы обдува. Но в машинах до 1991 года выпуска
моторчики не имеют ограничителей, что чревато поломкой заслонок. Вот и
пришлось снимать панель и чинить заслонки...
Что касается электрики, то у данной модели
слабым местом считается проводка, которая проходит по порогам внутри
салона, - там скапливается конденсат. На моей машине были проблемы с
центральным замком - окислились контакты. Но других вопросов по
электрике не было.
Что
дальше?
Засматриваюсь на "сто сороковой"
Mercedes - он еще больше, шире, еще тише и комфортабельнее. Но пока
благодарен Senator"у за то, что он меня выносит вот уже семь лет. А еще
за поддержку, помощь и терпение хочу сказать огромное спасибо Виктору
Дятко, Виктору Изе Радецкому и Андрею Никитину - вторую молодость мой
Senator переживает благодаря именно этим людям.
Паспорт
объекта
Opel Senator B, год выпуска - 1989-й.
Двигатель 2.5 (25Е мощностью 140 л.с.) позднее заменен владельцем на
3.0 (С30 NE, 156 л.с.). Коробка передач автоматическая. Установлено
газовое оборудование II поколения. У нынешнего владельца - с 2003 года.
Начало "восстановительных работ" - февраль 2007 года.
Слушал
и записывал Иван КРИШКЕВИЧ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.
http://abw.by