Автокресло – самое эффективное средство защиты маленьких пассажиров.
Выбрать оптимальный вариант вам помогут обзоры, подготовленные
по результатам испытаний Общегерманского автомобильного клуба (ADAC) –
крупнейшего в Европе. В этом номере Максим Сачков расскажет о креслах
для детей весом до 18 кг.
Последний отчет по результатам тестов немецкого клуба
мы публиковали больше трех лет назад (ЗР, 2007, № 3). С того времени
не только обновились модельные ряды и ассортимент, но и стали строже
условия испытаний. Напомню, методика ADAC основана на европейских
сертификационных требованиях (Правило № 44 ЕЭК ООН). В прошлом году
эти официальные нормативы претерпели очередные, четвертые по счету
ужесточения, и все выпускаемые кресла должны отвечать нормам в новой
редакции. Соответствие подтверждает этикетка на корпусе с надписью ECE
R44/04. Изменения коснулись скорости столкновения – ее подняли
с 36 до 50 км/ч, а перегрузки выросли с 33 до 35 g. Правда, предельно
допустимые показатели ускорения различных частей тела не изменились,
а некоторые даже понизились.
Критерии оценки детских кресел по методике ADAC
|
Критерии и составляющие
| Весомость в рамках одного критерия, % | Весомость в итоговой оценке, % |
Безопасность
|
| 50
|
Защита при фронтальном ударе
| 40
|
|
Защита при боковом ударе
| 40
|
|
Прокладка ремня, размеры сидения
| 10
|
|
Устойчивость
| 5
|
|
Подголовник
| 5
|
|
Удобство пользования
|
| 50
|
Вероятность ошибки при установке
| 40
|
|
Пристегивание ребенка
| 20
|
|
Установка сиденья
| 20
|
|
Трансформация сиденья
| 10
|
|
Инструкция
| 10
|
|
Комфорт
|
| -
|
Подушка под бедро
| 33
|
|
Набивка, форма сиденья
| 33
|
|
Обзор для ребенка
| 33
|
|
Уход
|
| -
|
Чистка (включая снятие чехла)
| 50
|
|
Материалы отделки
| 50
|
|
ADAC
проверяет сиденья в еще более жестких условиях. Скорость
при фронтальном столкновении составляет 64 км/ч, а дополнительно
к сертификационным испытаниям прописан удар в бок на 50 км/ч. Кресла
с манекенами устанавливают в кузов автомобиля, движущегося
на специальной платформе по разгонной дорожке. С 2007 года эту роль
выполняет пятидверный хэтчбек «Опель-Астра», сменивший
«Фольксваген-Гольф» четвертого поколения с таким же типом кузова. Каждое
сиденье тестируют несколько раз – по очереди с двумя манекенами,
имитирующими самого маленького и самого большого ребенка в каждой
возрастной группе, причем в двух положениях – сидячем и наклонном
для сна (если предусмотрено конструкцией). Для статических испытаний
используют также другие кузова – трехдверный хэтчбек, седан, минивэн.
Каждое
сиденье оценивают по нескольким критериям, выставляя баллы
от 5 (отлично) до 1 (очень плохо). В итоговом результате учитывают
оценки, полученные за безопасность и удобство пользования. Также
рассматривают комфорт и обслуживание (уход) – они дополнительно
указывают на сильные и слабые стороны конструкции, но никак
не сказываются на окончательных результатах (см. таблицу).
В 2007 году
ADAC изменил методику оценки детских кресел. Появились новые манекены,
лучше имитирующие строение детского тела и позволившие точнее измерять
перегрузки при ударах – в первую очередь ускорение головы
при фронтальном столкновении. В результате модели предыдущих лет,
конструкция которых не изменилась, получили более низкие оценки.
Поэтому свежие данные нельзя впрямую сравнивать с полученными
до 2007 года.
МЕЖДУ СТРОКВ таблице собраны детские
сиденья групп 0+, 0–1 и 1, протестированные в 2007–2009 годах.
Так называемые люльки (группа 0, до 10 кг) в обзор не вошли –
их ассортимент довольно скуден, да и популярностью они у нас
не пользуются. Кстати, небогат и выбор универсальных сидений
из категории 0–1. С одной стороны, купив такое кресло, вы на несколько
лет избавлены от головной боли. С другой – эти модели обычно громоздкие
и тяжелые, а потому неудобные в пользовании. Да и в безопасности
уступают образцам, строго приписанным к определенным группам.
Если
позволяют финансовые возможности, лучше остановить выбор на креслах
с креплением типа «Изофикс» (металлические замки кресла фиксируются
на скобах кузова). Это удобно, особенно для кресел группы 0+, которые
часто вытаскивают из машины и используют как переноску. Как правило,
у таких сидений лучшие показатели безопасности по сравнению с теми,
что закрепляют ремнями, оставляющими креслу небольшую свободу
перемещения при ударе.
Производители учитывают замечания,
возникшие при испытаниях, и вносят изменения в конструкцию. Пара
примеров: сиденья Emmaljunga First Class 0+ Base и IWH Babymax Isofix
получили очень низкие оценки за безопасность из-за ненадежного
крепления базы под «Изофикс». По заявлению разработчиков, недочеты
устранены (в феврале и апреле 2009 года соответственно) – и проигравшие
ждут реванша. Кстати, пристегнутые штатными трехточечными ремнями,
эти кресла показали результаты куда лучшие – «хорошо»
и «удовлетворительно».
В следующем номере – тест сидений
для детей весом от 18 кг.