Заметки на все случаи жизни
(c) Serg
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Пятница
29.03.2024
13:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Разное

Криминальный пигмент
«Двигателем» детективного сюжета может оказаться даже такой мирный продукт, как краска. В детективных историях, вымышленных и правдивых, краска служит и преступным замыслам, и делу правосудия. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Пигменты помогают разоблачить преступников

Эта история описана в романе Дика Фрэнсиса «В мышеловке». Герой романа, художник Чарльз Тодд, и его друг художник Джик увидели в картинной галерее молодого человека, пишущего копию знаменитой картины.

«Мы наблюдали, как он выдавливает из тюбиков белила и желтый кадмий и смешивает их на палитре кистью с грубым ворсом. […]
— Эй! — вдруг громко сказал Джик, хлопая его по плечу, и гул голосов в галерее затих, перейдя в любопытствующее внимание.
— Вы — обманщик. Если вы художник, то я — газовщик.

Нельзя сказать, чтобы вежливо, но и не вызывающе. Лица наблюдавших выражали интерес, но не возмущение. Но молодого человека как будто током ударило. Он вскочил на ноги, перевернул мольберт и вытаращил на Джика глаза.
Джик с огромным удовольствием "закрутил шайбу":
– То, что вы делаете, — это преступление. Вы — преступник.

Молодой человек отреагировал на его слова со змеиной скоростью. Он схватил банку со скипидаром и швырнул Джику в глаза».

Неадекватная реакция молодого человека объяснялась тем, что он действительно оказался не художником, а членом шайки преступников и подумал, что его разоблачили. Джик, однако, употребил слово «преступник» не в буквальном его смысле. Он имел в виду, что настоящий художник не станет смешивать свинцовые белила с желтым кадмием, потому что знает способность этих пигментов взаимодействовать между собой, образуя соединение черного цвета. Состав свинцовых белил можно выразить формулой

2PbCO3 · Pb(OH)2

Точка между формулами карбоната и гидроксида свинца – это не знак умножения. Она означает, что мы имеем дело не со смесью двух веществ, а с химическим соединением, в состав которого входят катионы свинца и анионы двух видов (гидроксид-анионы и карбонат-анионы). То есть это основная соль. Можно записать ее формулу иначе:

Pb3(OH)2CO3,  — но, согласитесь, такую формулу труднее запомнить и труднее составить, если опираться на валентность. А в минералогии, например, формулы солей принято записывать как «произведение» оксидов. Формулу свинцовых белил геолог представил бы так:

3PbO · 2CO2 · H2O

 Убедитесь, что состав тот же самый.

Другой пигмент, желтый кадмий — это сульфид кадмия CdS.

Оба вещества почти не диссоциируют на ионы, поэтому реакция ионного обмена Pb2+ + S2- = PbS , в которой образуется черный сульфид свинца, протекает очень медленно. Сначала смесь имеет бледно-желтый цвет, но постепенно образуется все больше черного сульфида свинца, и краска темнеет.

Чтобы использовать такой сюжетный ход, Дик Фрэнсис специально изучал состав и свойства красок, консультируясь у художников и искусствоведов. В том же романе Фрэнсис от лица художника Чарльза Тодда описывает другой пример изменений, происходящих с пигментом:
«Ван Гог, рисуя подсолнухи, использовал легкую, яркую, свежую желтую краску, сделанную из хрома. Тогда желтую кадмиевую еще не изобрели. Но, как выяснилось, желтая хромовая краска со временем разлагается и превращается в зеленовато-черную. Подсолнухи уже сейчас приобрели странный цвет, а что с ними будет через сто — двести лет... И похоже, что никто не знает, как остановить этот процесс».

Переводчик, в отличие от Фрэнсиса, не посчитал нужным вникнуть в суть вопроса, иначе назвал бы «сделанную из хрома» краску так, как принято у художников, — желтым кроном. Кронами называют пигменты на основе солей хромовой кислоты — хроматов. Хроматы свинца PbCrO4, цинка ZnCrO4, бария BaCrO4, стронция SrCrO4 применяются как желтые пигменты художественных красок. Раньше всех других кронов художники познакомились со свинцовым кроном PbCrO4. Соединение такого состава встречается в природе в виде красивого минерала крокоита, образующего оранжевые полупрозрачные хрупкие кристаллы. Этот минерал довольно редок. Ученым он известен с середины XVIII века.

Естествоиспытатель и географ, член Петербургской академии наук Петр Паллас впервые описал крокоит, добытый в Березниковском месторождении на Урале. Минерал называли тогда «сибирской красной свинцовой рудой». Паллас писал, что при размельчении этого минерала получается красивая желтая краска.

В 1797 году французский химик Луи Николя Воклен открыл в составе «сибирской красной свинцовой руды» новый элемент хром. С 1798 года художники используют свинцовый крон в качестве пигмента. Остальные кроны — цинковая желтая ZnCrO4, баритовая желтая BaCrO4 и стронциановая желтая SrCrO4 — были получены в 1809 году все тем же Вокленом, изучавшим соединения открытого им элемента. В качестве красок эти кроны стали использовать в конце XIX века.

Недостаток желтых кронов — невысокая светостойкость:
хромат-ион CrO42–, будучи сильным окислителем, при любом удобном случае переходит в более устойчивый катион Cr3+, имеющий зеленый цвет. Вот какие превращения происходят с «Подсолнухами» Ван Гога! Этот процесс протекает под воздействием ультрафиолета, а восстановителем служит масляная основа краски.

Замечено, однако, что не все картины, написанные свинцовым кроном, зеленеют. Так, на картинах Гогена желтый цвет не меняется. Оказалось, что Гоген не смешивал свинцовый крон с белилами, а Ван Гог добавлял к желтой краске белый пигмент бланфикс (сульфат бария). Понятно, что выступать в роли восстановителя сульфат бария не может — степень окисления серы и бария в нем максимальная. Но какую-то роль в восстановлении хромата эта соль все же играет.

Сульфид кадмия (кадмиевая желть, или желтый кадмий) CdS был открыт позже кронов. В 1817 году немецкий химик Фридрих Штромейер изучал медицинский препарат, содержащий оксид цинка. Он растворил этот оксид в серной кислоте, а через полученный раствор пропустил сероводород:

ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O,
ZnSO4 + H2S = ZnS + H2SO4.

Сульфид цинка — белый, однако полученный Штромейером осадок был желтым. Штромейер предположил, что имеет дело с сульфидом неизвестного металла. Так был открыт еще один новый химический элемент — кадмий. С 1829 года желтый кадмий CdS используют как пигмент художественных красок. Поначалу этот пигмент был очень дорог. Может быть, именно поэтому Ван Гог с ним не работал. Дик Фрэнсис пишет, что «тогда желтую кадмиевую еще не изобрели». Однако Ван Гог родился в 1853 году, значит, с желтым кадмием он вполне мог быть знаком.

Например, Иван Константинович Айвазовский активно его использовал уже в 1839 году и далее. Это установили сотрудники Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. С помощью физико-химических методов они изучили пигменты на картинах Айвазовского из собрания Феодосийской картинной галереи и обнаружили, что, помимо типичных для живописи XIX века охр, в качестве желтого пигмента художник употреблял желтый кадмий. А в 1840—1850 годах — еще и свинцовый крон.

В живописи применяют и другие соединения хрома. Само название элемента происходит от древнегреческого «цвет, краска», потому что соединения этого металла разнообразно окрашены. В качестве пигмента используется также и оксид хрома (III) Cr2O3 — хромовая зелень, или зеленый хром. Именно в это соединение постепенно переходят на свету желтые кроны. Оксид хрома (III) был получен в 1809 году, а в краски его стали добавлять с 1860 года. Этот пигмент светостоек, ведь для хрома степень окисления +3 самая устойчивая. Еще одно достоинство хромовой зелени — он не разлагается при обжиге, поэтому его применяют в росписи фарфора.

В книге Дика Фрэнсиса этот пигмент не только упоминается, но даже играет важную роль в сюжете. Предводитель шайки преступников по фамилии Гринн (в переводе на русский язык получивший странное имя Зеленн) вынуждает Джика заманить его друга Чарльза Тодда в свой номер. Но Тодд из телефонного разговора с Джиком понял, что ему приготовлена ловушка. Вот как он объяснил свою догадливость жене Джика:
«— Джик мне все сказал. Во-первых, он назвал меня Чарльзом, чего никогда не делает. Поэтому я сразу понял: что-то случилось. Во-вторых, он говорил грубо. Вы, наверное, думаете, что он всегда говорит грубо, но не так, как в этот раз. В-третьих, он назвал имя человека, который, как я догадался, был в вашем номере и заставил вас обоих вызвать меня к себе, чтобы я попал в маленькую отвратительную мышеловку. Джик сказал "оксид хрома", а он входит в зеленую краску».

Упоминание зеленого пигмента (Джик обозвал Тодда «Чертов оксид хрома!») привело художника к мысли, что при странном разговоре присутствует Гринн (Зеленн). Это ключевой эпизод книги, поэтому роман получил название «В мышеловке». Фрэнсису нужно было включить в произносимый Джиком текст слова, понятные только художнику и в то же время указывающие на конкретного человека. Можно предположить, что, если бы автор выбрал для злодея имя Yellow (переводчику, вероятно, пришлось бы назвать его Желтяком), Джик обругал бы Тодда «чертовым кроном».

Хромовая зелень — популярная краска, поскольку обладает высокой кроющей способностью и светостойкостью. Поэтому ее часто используют для окраски заборов, садовых скамеек и железнодорожных вагонов. Хромовую зелень непременно включают в наборы художественных гуашевых и масляных красок.

Пигменты помогают совершать преступления

Латиноамериканский писатель Антонио Ларрета в своем романе «Кто убил герцогиню Альба, или Волаверунт» в основу сюжета положил загадочную смерть влиятельной герцогини Альба. Действие романа происходит в начале XIX века, один из героев — испанский художник Франсиско Гойя. История рассказывается в том числе и от его имени. Роман содержит много интересных подробностей о красках и их свойствах,
особенно токсических.

Вот, например, уже не юная герцогиня просит своего друга художника Гойю загримировать ее своими красками: «Моих помад уже недостаточно, чтобы справиться с этим кошмаром, а вечером у меня бал». Гойя выполнил ее просьбу и уже собрался уходить. «Она сказала мне что-то относительно шеи.

Я не смотрел на нее и едва слышал, что она говорит, я был слишком раздосадован и не обращал на нее внимания. Но когда я собрал кисти и повернулся в ее сторону, то увидел, что она запрокинула лицо, подняла вверх зеркало и красит себе белилами шею, мягко, но неровно водя пальцами под подбородком. Я медлил мгновение, пока до меня не дошло, что происходит, а потом с криком кинулся к ней, вырвав у нее из рук банку с белилами и, опрокинув ее на диван, принялся отчаянно тереть ей шею своей рубашкой. Она не сразу поняла, что случилось, — да и вы, дон Мануэль, судя по тому, какими глазами на меня смотрите, не вполне это понимаете, а? — но достаточно было одного слова, которое мне с трудом удалось вставить в поток возмущенных восклицаний, сопровождаемых протестующими жестами, как до ее сознания тут же дошло: яд! Да, яд. Серебряные белила — это яд, и очень опасный, поэтому я всегда заботился о том, чтобы держать их вместе с другими вредными красками отдельно от остальных, и уж конечно от тех, которыми собирался тонировать лицо женщины».

Под именем серебряных белил здесь фигурируют свинцовые белила, уже упоминавшиеся в связи с романом Дика Фрэнсиса. Свинцовые белила 2PbCO3 · Pb(OH)2 — самая древняя белая краска, не считая мела. Только с 1829 года начали использовать цинковые белила ZnO, промышленный выпуск которых был налажен лишь в 1850 году. Цинковые белила не изменяются под действием сероводорода, зато хуже пристают к холсту и гораздо медленнее сохнут, чем свинцовые. С 1830 года стали производить баритовые белила BaSO4, или бланфикс. Смесь свинцовых белил с баритовыми называлась венецианскими белилами. Такие белила меньше темнели от присутствующего в воздухе сероводорода. С 1847 года используют литопон — смесь сульфида цинка с сульфатом бария. Значит, у Айвазовского, который поступил в Академию художеств в 1833 году, был богатый выбор белых пигментов, однако в своих работах он использовал исключительно свинцовые белила.

События, описываемые в романе Антонио Ларреты, происходят в 1802 году. Художники еще не знакомы ни с цинковыми, ни с баритовыми белилами, не говоря уже о титановых (TiO2).

Титановые белила известны с 1870 года, а в промышленных масштабах производятся с 1920 года. Главный недостаток свинцовых белил по сравнению с цинковыми, баритовыми и титановыми — высокая токсичность. Вообще-то и цинк, и барий относятся к тяжелым металлам, ионы которых ядовиты. Но указанные соединения практически не диссоциируют, ионы металлов прочно связаны, а потому оксид цинка и сульфат бария не ядовиты. Оксид цинка, например, входит в состав гримов (вот бы герцогине Альба эту краску!) и лечебных мазей, а сульфат бария даже принимают внутрь в качестве контрастного вещества для рентгеновских снимков («баритовая каша»).

Франсиско Гойя в романе Ларреты знает о высокой токсичности свинцовых белил и даже принимает меры предосторожности. Реальный прототип героя Ларреты, великий испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, судя по всему, не был столь предусмотрителен. Известно, что в последние годы жизни Гойя страдал заболеванием, симптомы которого напоминают хроническое свинцовое отравление — «сатурнизм». В частности, при отравлении свинцом происходит поражение нервной системы: появляются утомляемость, раздражительность, помрачение сознания,
галлюцинации. Существуют даже специальные медицинские термины «свинцовая депрессия» и «свинцовая мания», обозначающие типичные нарушения в работе нервной системы.

Некоторые исследователи предполагают, что фантасмагорические образы серии офортов «Капричос» порождены расстроенной психикой художника — результат свинцового отравления. Гойя постоянно имел дело со свинцовыми белилами, которые использовал при создании характерных для его манеры мерцающих оттенков. Тут недалеко и до отравления. Среди художников такое случалось. Тот же Ларрета пишет, что от сатурнизма умер бразильский художник Портинари.

Помимо высокой токсичности, свинцовые белила обладают еще одним крупным недостатком — они способны чернеть под действием сероводорода. Сероводород как более сильная кислота вытесняет слабую угольную из ее соли, а образующийся сульфид свинца, как известно, имеет черный цвет:

PbCO3 + H2S = PbS + H2O + CO2.

Поэтому свинцовые белила не используют в красках с белковым связующим, например в темперных. Белок в результате химических превращений выделяет сероводород. По этой же причине свинцовые белила нельзя смешивать с пигментами, содержащими серу (тот же желтый кадмий CdS, киноварь, или вермильон HgS). Сероводород может содержаться и в воздухе. Вот почему красочный слой, содержащий карбонат свинца, со временем может темнеть, как на миниатюрах XI века из собрания Российской государственной библиотеки.

В составе масляных красок связующее (масло) защищает карбонат свинца от контакта с сероводородом, находящимся в воздухе. Реставраторы восстанавливают белизну почерневшей свинцовой краски, обрабатывая ее пероксидом водорода. Происходит мягкое окисление черного сульфида свинца в белый сульфат:

PbS + 4H2O2 = PbSO4 + 4H2O.

Несмотря на все эти недостатки, от свинцовых белил не отказались и после изобретения цинковых и баритовых белил. Последние уступают свинцовым белилам в кроющей способности, хуже смешиваются с маслом и медленнее высыхают. Поэтому художники используют смеси разных белил, например свинцовых и цинковых, свинцовых и баритовых.

Однако свинцовые белила — не единственная токсичная краска. В романе Ларреты Гойя рассказывает:
«И она все изумлялась тому, что краски, которыми пользуемся мы, художники, могут быть такими вредными, так что мне пришлось рассказать ей о  кобальте фиолетовом, о желтой неаполитанской, о веронской зелени.
— Но какая хитрость, — заметила она, — иметь такие нежные поэтические имена и быть такими ядовитыми, как цианистая соль или мышьяк…»

Неаполитанская желтая — самая светлая из желтых красок, известная с XVI века. Ее получают нагреванием оксида свинца (II) PbO с оксидом сурьмы (III) Sb2O3, то есть это сурьмянистокислая соль свинца Pb(SbO2)2 · PbO. От кронов ее отличает светостойкость. Как и свинцовые белила, эта краска хорошо смешивается с маслом и быстро высыхает, чернеет в присутствии сероводорода и очень токсична.

Вот что пишет о неаполитанской желтой аргентинский писатель Федерико Андахази в стилизованном под исторический роман детективе «Фламандский секрет»:
«Желтые краски были светозарными, как солнце, и опасными, как преисподняя. Свинец, содержавшийся в прекрасном «неаполитанском желтом», придавал этому цвету настолько же чистое сияние, насколько ядовитым было его воздействие. Эти краски нужно было использовать с максимальной осторожностью. Случайное попадание свинца в пищевые пути означало мгновенную смерть; попадание на кожу вызывало медленное прогрессирующее отравление, которое, после болезненной агонии, уносило жизнь несчастного, поддавшегося на ласку этого влекущего цвета. Франческо Монтерга строжайше запрещал его использование своим ученикам».

Сведения о мгновенной смерти при попадании свинца в пищеварительный тракт тоже не вполне правдоподобны. Смертельные дозы соединений свинца исчисляются десятками граммов (случайно столько краски не проглотишь), да и летальный исход наступит не сразу, а после продолжительных мучений. Однако такие случаи отмечались, и отравление происходило из-за употребления жидкости, в которую ионы свинца перешли с поверхности сосуда. Это могут быть глазурованные глиняные горшки и крынки (глазурь получают сплавлением свинцового глёта с кварцевым песком) или запаянные свинцовым припоем металлические емкости.


Например, известен случай, когда в варенье, хранившимся в глазурованной в кустарных условиях глиняной посуде, содержание свинца достигло 120 мг/л. Из шестидесяти человек, отравившихся этим вареньем, четверо погибли.

Кобальт фиолетовый включен Ларретой в список ядов, вероятно, по недоразумению, потому что этот пигмент, он же фосфат кобальта Со3(РО4)2, не обладает токсичностью соединений свинца и мышьяка. Впервые его получили в 1858 году, а с 1859 года фиолетовый кобальт появился и в палитре Айвазовского. Но Гойя работать с фосфатом кобальта не мог!

Правда, есть еще арсенат кобальта Со3(AsО4)2, тоже фиолетовый. И получен он был в начале XIX века. Видимо, именно этот «светлый фиолетовый кобальт», в настоящее время неиспользуемый, и имел в виду Ларрета.

Краска, которую Ларрета (или его переводчик) назвал веронской зеленью, принято называть зеленью Веронезе (Vert Paul Veroneze). Собственно, прозвище Веронезе, которое получил маэстро Паоло, и означает «веронец», то есть веронский житель. Вероятно, в процессе перевода «зелень Веронезе» превратилась в «веронскую зелень». Впрочем, этот пигмент в разных источниках упоминается под разными названиями: парижская зелень, швейнфуртская зелень, «зелень Шееле». Если помните, он уже фигурировал в истории с отравлением Наполеона. Это смешанная соль — ацетатарсенит меди(II) Cu(CH3COO)2 · 3Cu(AsO2)2.

Именно эта краска сыграла роковую роль в сюжете романа Ларреты. Сначала легкомысленная герцогиня Альба рассказала своим гостям во время экскурсии в мастерскую художника то, что узнала о красках от Гойи:
«С кошачьей ловкостью она протиснулась среди растерявшихся гостей к столу, на котором громоздились банки с красками, и выхватила одну из желтых.
— Смотрите, эта желтая — видите? А вам известно, что она прямо из Неаполя, прямо оттуда? Осторожно! Вы можете умереть даже оттого, что будете долго смотреть на нее! […] А вот зеленая! Цвета лугов и ангельских глаз. Или глаз Люцифера? Так будет точнее! Веронская зелень! Чистый яд! На этот раз она открыла банку — вы помните это? — насыпала порошка немного на тыльную сторону левой руки и затем поднесла ее к носу... тут я опомнился и, бросившись к ней, резким ударом стряхнул порошок с ее левой руки, выхватил банку из правой и в бешенстве закричал:
— Вы с ума сошли? Это смертельный яд!
— Видели? Видели все? — закричала она в ответ, вырываясь из рук державших ее гостей».

На следующий день Каэтана Альба почувствовала недомогание, ее состояние неумолимо ухудшалось. Обеспокоенный Франсиско Гойя вернулся в мастерскую.
«Не знаю, в какой именно момент мой взгляд скользнул рассеянно по столу, где, как солдаты на параде, выстроились банки с красками. Страшное подозрение вдруг кольнуло меня — и я бросился к ним. Не хватало зеленой веронской. Невозможно. Но невозможное случилось — ее не было. Может быть, вчера, наводя порядок, я поставил ее в другое место? Нет. Я снова закрыл глаза и глубоко вздохнул, стараясь успокоиться.

Просмотрел одну за другой все банки. Вот желтая неаполитанская, вот белая серебряная, вот кобальт фиолетовый, а сейчас, повторял я себе, сейчас появится благословенная зеленая, все это просто ошибка, просто минутное помрачение. Но зеленая не появилась. Пошатываясь, я вернулся к табурету. Руки стали холодными как лед, в пересохшем горле першило. Я вдруг покрылся потом, тело била крупная дрожь. Как это она сказала накануне? "А у тебя остаются твои фиолетовые и зеленые, чтобы покончить со мной”».

Вы догадываетесь, что в результате герцогиня Альба умерла. Не будем раскрывать тайну ее смерти: это может испортить впечатление от книги или от фильма, снятого по роману.

Коварство соединений мышьяка нам уже известно, какими бы названиями они ни маскировались. Ядовитая зеленая краска широко использовалась c XVIII до середины XIX века. Ею даже окрашивали ткани. Но с середины XIX века ее начинают запрещать к применению в составе красок. Швейнфуртская зелень из разряда пигментов перешла в инсектициды, на ее основе делали растворы для опрыскивания виноградников от вредных насекомых. Теперь и эта роль для нее непригодна.

А токсичность пигментов стала объектом специального контроля. Так, например, при сертификации детских игрушек обращают внимание на безвредность красителей. Применение свинцовых, кадмиевых и бариевых соединений в этих изделиях не допускается.

Пигменты помогают искусствоведам

Человек, покупающий произведение искусства, хочет твердо знать, какой художник и в какое время его создал. Поэтому произведение должно пройти экспертизу и иметь соответствующее заключение. В роли экспертов выступают не только искусствоведы, знающие особенности письма разных художников, но и химики, способные проанализировать состав пигментов, грунтов, лаков, основы. Для каждой эпохи характерны свои материалы. Так, полотно Айвазовского не может быть написано на холсте, содержащем синтетические волокна.

Есть свои секреты и у грунтов, и у красок. Возьмем желтые пигменты. Охры (пигменты на основе оксида железа) используются с древности до наших дней, а вот неаполитанская желтая известна с 1702 года, ее фабричное производство началось в 1758 году. Желтый свинцовый глёт применялся с XVII по XIX век. Свинцовый крон известен с 1798 года, остальные кроны — не ранее 1809 года, а желтый кадмий — с 1829 года.

Анализ частиц желтого пигмента может показать, что картина написана не ранее XIX века, если обнаружен, например, стронциановый крон, или, наоборот, не позже XIX века, если содержит аурипигмент (As2S3).

В качестве зеленого пигмента с древности применяют глауконит (зеленую охру). Малахит перестали использовать с конца XVIII века, к этому времени появились искусственные зеленые пигменты. Например, ацетат-арсенит меди (зелень Шееле, швейнфуртская зелень). С 1860 года в состав красок стал входить оксид хрома (хромовая зелень), а с 1862 года — гидроксид хрома (III) Cr2O3 · nH2O (зелень Гинье). В музее Сент-Луиса хранится полотно, которое долгое время приписывали кисти знаменитого испанского художника XVII века Франсиско Сурбарана. Однако химический анализ красок этой картины показал, что в их состав входит оксид хрома, то есть картина не могла быть написана ранее 60-х годов XIX века.

Анализ белил тоже помогает в датировке картины или иконы. Мы уже знаем, что свинцовые белила имеют давнюю историю — они обнаружены в красках фаюмских портретов (II — III вв. н. э.). А цинковые белила стали известны лишь в конце XVIII века, и художники начали их применять с 1829 года. Однажды исследователи нашли цинковые белила в образце краски с «картины XVII—XVIII веков», выставленной на продажу в антикварном салоне. Работавший в салоне искусствовед засомневался: Мадонна, изображенная на картине, показалась ему подозрительно знакомой. Что-то похожее ему уже попадалось, возможно, и не раз. Он взял с полотна образец белил и обратился к химикам. Результат анализа подтвердил опасения. Цинковые белила не могут присутствовать в красочном слое, если картина написана ранее 2-й четверти XIX века. В случае с Мадонной имела место не ошибка в датировке, а предумышленная фальсификация.

Поддельщики изготовили несколько «Мадонн», чтобы продавать через антикварные салоны. И очередная вызвала у искусствоведа подозрения.

Как видим, датировка произведений искусств требует совместных усилий химиков и искусствоведов. В случае с «Мадоннами» решающее слово оказалось за химиком. Но фальсификатор картины может обмануть и его. Если взять малоценную картину нужной эпохи и смыть красочный слой, то будет получен аутентичный (подлинный) холст и грунт.

Далее потребуется высококачественная имитация манеры известного мастера с использованием тех пигментов, которые характерны для данной эпохи. Эта работа под силу только незаурядному художнику. Таким художником был голландец Хан Антониус ван Меегерен. Вот его история.

В конце 30-х годов ХХ века в Европе вошел в моду голландский художник XVII века Ян Вермеер Делфтский. До середины XIX века он оказался забытым, пока в 1866 году французский критик Теофиль Торе не «открыл» его вновь для широкой публики. Вермеер прожил недолгую жизнь, последние годы жил в бедности, и после его смерти в 1675 году вдове пришлось за бесценок продать с аукциона два десятка его работ.

Картины разошлись по всей Европе, на родине осталось мало. Всего известно не более сорока работ кисти Вермеера, преимущественно жанровых сцен, выполненных с большим мастерством. Можно предполагать, что где-то сохранились неизвестные картины Вермеера.

Соотечественник Вермеера художник Ханс ван Меегерен, родившийся в 1889 году, еще в юности научился писать в живописной манере старых мастеров, под руководством своего учителя сам готовил краски и грунт, постигал искусство реставрации. Хотя Меегерен и достиг изрядного мастерства, его работы, выполненные в традициях живописи XVII века, не вызывали большого интереса. Художник зарабатывал на жизнь стилизацией старинной живописи, а сам мечтал о славе. Уже в молодости ему пришлось столкнуться с предвзятостью искусствоведов, определявших авторство и художественную ценность картины на основании своих субъективных представлений. Меегерен как никто другой понимал, что авторитетных экспертов можно ввести в заблуждение, и задумал грандиозную мистификацию. Сначала он разработал технологию изготовления «старинного» полотна. Для этого покупал малоценные картины XVII века, смывал с них красочный слой, сохраняя грунт и подмалевок. В своей мастерской он сам вручную растирал в фарфоровой ступке краски, как это было принято у художников вплоть до середины XVIII века.

Пигменты, которые Меегерен использовал для изготовления красок, были натуральными — он избегал применения синтетических пигментов, неизвестных в XVII веке. Так, ему пришлось специально закупать натуральный ультрамарин, который получали из редкого и дорогого минерала лазурита.

Натуральный ультрамарин перестали использовать в начале XIX века. На смену ему пришли дешевые синтетические пигменты — берлинская лазурь, или прусская синяя, или милори Fe4[Fe(CN)6]3 (известна с 1704 года), синий кобальт, или Тенарова синь CoO · Al2O3 (известен с 1802 года). Наконец, в 1826 году французский промышленник Жан-Батист Гимэ получил искусственный ультрамарин и вскоре наладил его фабричный выпуск. В 1828 году такое же соединение получил немецкий химик Леопольд Гмелин, который опубликовал результаты своего исследования и подорвал тем самым монополию Гимэ.

В начале XIX века все, вместе взятые, европейские художники за год использовали не более четырех фунтов натурального ультрамарина (1 фунт = 0,45 кг), а вскоре он и вовсе вышел из употребления.

Особой проблемой оказалась необходимость имитировать мелкие трещинки красочного слоя (кракелюры), которые неизбежно образуются при длительном хранении полотна, написанного маслом, и отсутствуют на свежей картине. В результате множества экспериментов Меегерен научился получать кракелюры, высушивая свеженаписанную картину при температуре 105 градусов в течение двух часов в специальной печи.

Потрескавшуюся поверхность картины он покрывал китайской тушью, а затем смывал ее. Тушь, забившаяся в трещинки, имитировала многовековое загрязнение. Закончив работу, Меегерен искусно подделывал подпись автора и придавал полотну потрепанный вид – ведь картина более чем двухвекового возраста не может выглядеть как новенькая.

Освоив технологию изготовления «старинного» полотна, ушлый живописец тайно принялся за написание подделки под Вермеера. Он решил взять нехарактерный для великого голландца религиозный сюжет («Христос в Эммаусе»), чтобы дать искусствоведам пищу для исследований ранее неизвестного периода в творчестве Вермеера. Согласно вымышленной Меегереном легенде, полотно работы Вермеера было тайно вывезено им из фашистской Италии. Оно было в плохом состоянии и нуждалось в реставрации! Авторитетные эксперты признали авторство Вермеера, и картина была продана за большие деньги.

После своего триумфа художник собирался признаться в подделке и вернуть деньги. Свою мистификацию он затеял, чтобы прославиться самому и посрамить высокомерных искусствоведов. Но успех затеи подтолкнул его к написанию следующего «старинного» полотна. Всего с 1935 по 1943 год он изготовил 13 подделок, из которых восемь были проданы. Среди них шесть «Вермееров» и два «Питера де Хоха».

Меегерен разбогател, привык к роскоши и оставил мысль о саморазоблачении. Но жизнь распорядилась по-своему.

Одну из его картин, приписывавшихся Вермееру, купил для своей коллекции знаменитый рейхсмаршал и военный преступник Герман Геринг за 1,65 миллиона гульденов. В 1945 году Меегерен был обвинен в пособничестве нацистам и расхищении национального достояния. Ему грозил смертный приговор. И на суде он сделал заявление, которое собирался сделать еще десять лет назад: проданные им полотна написал он сам, а не знаменитые художники XVII века. Ему не поверили! Подделки были настолько хороши, что эксперты не усомнились в авторстве Вермеера и де Хоха. К тому же для многих признание авторства Меегерена было равносильно признанию в своей некомпетентности.

Художник предложил сделать обыск в его тайной мастерской, где были обнаружены все материалы для изготовления подделок и непроданные работы. Был проведен сравнительный химический анализ красок, взятых с картин и найденных в студии художника. По решению суда Меегерен под наблюдением специалистов написал еще одну картину «Вермеера». Экспертам пришлось дать заключение, что спорные картины тоже «могли быть выполнены» Меегереном. Вместо смертного приговора художник получил один год тюремного заключения за мошенничество. Он подал прошение о помиловании. Наконец-то к нему пришла слава: в 1946 году Меегерен был самым знаменитым человеком в Нидерландах. Но, не дождавшись помилования, он умер от сердечного приступа в 1947 году.

Несмотря на доказательства, представленные Меегереном, некоторые искусствоведы так и не признали его авторство для ряда картин.

Позднейшие физико-химические исследования, однако, подтверждают правоту Меегерена. Во-первых, в двух картинах художник вместо драгоценного натурального ультрамарина использовал Тенарову синь, неизвестную в XVII веке. Это было обнаружено с помощью спектрального анализа. Во-вторых, и это главное, свинцовые белила, которыми пользовались как старинные художники, так и Меегерен, со временем изменяют свой изотопный состав, и это может помочь в датировке.

Природная свинцовая руда, из которой получают свинцовые белила, имеет постоянное содержание радиоактивного изотопа свинца 210Pb. Его запас пополняется за счет радиоактивного распада других радионуклидов, содержащихся в руде. После добычи руды из нее выделяют свинец, который используют для изготовления свинцовых белил. С этого момента радиоактивный распад изотопа свинца 210Pb продолжается, а пополнение его запаса прекращается, потому что свинец уже очищен от примесей. Определив содержание 210Pb в свинцовых белилах, можно сделать вывод о возрасте краски: чем она старше, тем меньше 210Pb. Это исследование доказало, что свинцовые белила с картин Меегерена получены в ХХ веке.

Путь фальсификации, избранный художником, очень трудоемок и требует большого таланта исполнителя. Гораздо проще взять подлинную работу малоизвестного художника, слегка подправить и выдать за работу художника более известного. Главная трудность заключается в подделке подписи. Стоимость картины возрастает в десятки раз. Такие «перелицованные» картины — бич современных антикварных салонов и аукционов. В этой ситуации одного физико-химического анализа мало, нужна комплексная экспертиза с участием как физиков и химиков, так и искусствоведов. А мы с вами убедились, что и для художника, и для искусствоведа знания химии отнюдь не излишни!

Читаем еще в разделе "Новости":
[04.02.2010] [Разное]
Российские актеры в отыграли лишь половину спектакля и ушли (0)
[18.02.2010] [Столица]
В Париже "опознали" дочь Черновецкого (0)
[24.11.2009]
Car Cam Voyager: видео с места дорожных событий (0)
[30.12.2009]
Комплект белья с GPS-приемником поможет найти вас любой точке мира (0)
Категория: Разное | Добавил: Serg_m (06.06.2011)
Просмотров: 3625 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Карта пробок
Пробки на Яндекс.Картах
Погода
Валюта и металлы
Курсы наличного обмена на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Все АЗС
Полезные странички
  • Кредит. Расчет
  • Читать, читать...
  • ООО "Масалет"
  • ПП "Автократ"
  • Видеопробки
  • Заправки WOG
  • Заправки ОККО
  • Дороги Украины
  • Дороги Navizor
  • Дороги Автострада
  • Кадастрова карта
  • Правозащитные организации
  • Автоподставы
  • Полезные ссылки
  • Площадь, расстояние на карте
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Категории раздела
    Разное [360]
    Прочие статьи, которые не выделены в отдельные темы
    Техника [39]
    Банковские вопросы [14]
    Статьи о банковской сфере, кредитах, депозитах, задолженностях, нормативных документах затрагивающих банковские дела
    Дети [41]
    Закон [20]
    Нормативные документы и ситуации
    Авто [150]
    Информация о автомобилях, автоправо, и прочее...
    Строительство [45]
    Статьи о строительстве, стройматериалах, технологиях, строительной технике, инструментах...
    Здоровье [102]



    Украинская Баннерная Сеть
    Copyright Serg © 2009-2024
    Яндекс цитирования Rambler's Top100