Руслан Макушин (АиФ) встретился с сыном художника Александром Ираклиевичем. Вот что
он рассказал:
— Отец очень любил поэта Андрея Белого, автора поэмы «Бродяга».
В книге стихов рукой отца некоторые строчки подчеркнуты, и среди них
есть такая: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое сырое раздолье,
в раздолье твое прорыдать…» Это, может быть, не совсем точно, но я так
запомнил… Я думаю, что, может быть, этот образ и взят оттуда…
А история создания плаката такова: мама вбежала в мастерскую отца
с криком «Война!». «Стой так и не двигайся…», — ответил он ей. Через
несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот
ошеломляющий миг Тамара стала олицетворением всех женщин — молодых
и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей
на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя
переняла у землячек мужа — грузинских женщин — и который был так знаком
ему, помог создать художнику его лучшее творение.
Приведем сохранившиеся свидетельства участников создания плаката.
Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации
к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро
о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это
потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…».
Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно
испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было
такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» —
и сразу стал делать наброски».
Это тот самый случай, когда человек (в данной ситуации это Тамара
Тоидзе) оказался в нужном месте в нужное время.
Как потом рассказывала сыну Тамара Федоровна, уже в тот же день,
22-го июня, отец сел за плакат, а она ему позировала и очень уставала.
Александр Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно,
во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил
ее образ, сделал понятным всем…».
История показала, что Ираклий Тоидзе был прав.
Родина-мать — это не «портрет жены художника». Это портрет Матери,
в котором каждый из нас, внимательно вглядевшись, найдет черты дорогого
лица…
Посмотрим на французский плакат времен первой мировой войны, который нарисован более двух десятков лет до плаката "Родина - мать зовет!"
Даже если жена художника вбежала в комнату, то изображения руки очень совпадают:
Теперь смотрите на другие изображения плакатов в хронологической последовательности -
французы, греки, родина-мать,
дивизия СС Галичина, американцы.