Небольшие «магазины у дома» уверенно занимают нишу ежедневных покупок. Потребность в продовольственных торговых точках есть как в старых районах Киева, так и в новостройках. В Киеве найдется не одна сотня дворов, жители которых вынуждены даже за продуктами первой необходимости идти в супермаркеты или на рынки. Дело в том, что там попросту нет небольших торговых точек, где «все под рукой». Особенно остро не хватает так называемых придомных магазинов в центре столицы — на Крещатике, Бессарабке, площади Льва Толстого. По словам собственников, для старта торгового объекта площадью до 50 кв. м потребуется минимум $20 тыс. — на ремонт, закупку торгового оборудования и товара. Окупаются вложения за 1,5–2 года при условии, что помещение арендовано. Учитывая нынешние цены на недвижимость, важное преимущество небольших торговых точек в том, что коммерческий эффект можно получать практически со всей площади объекта (нет складов, место для подсобки минимальное). Еще одно удобство в том, что собственники мелких магазинов могут работать на едином налоге. В этом случае физические лицапредприниматели должны ежемесячно вносить в бюджет города до 200 грн (при годовой выручке, не превышающей 500 тыс. грн, и наличии не более пяти штатных работников). Юридические лица платят 6% от выручки (при условии, что выручка в год составляет до 1 млн грн и количество штатных сотрудников не превышает 10 человек).
Вне конкуренции «Домашние» магазины удерживают прочные позиции на рынке ритейла. И в ближайшее время, по утверждению специалистов, их не вытеснят ни дискаунтеры, ни супермаркеты. В районах старой застройки попросту нет места для масштабных торговых точек. Это обстоятельство, а также особенности ассортимента продукции и взаимоотношений с покупателями позволяют процветать мелким магазинчикам. Кстати, согласно опросу, проведенному компанией Gfk Ukraine, все больше киевлян выбирают супермаркеты не подешевле, а поближе к дому. Если в 2006 году супермаркеты считали своим основным местом покупок 68% киевлян, то в прошлом году эта цифра сократилась до 59%. Выбирая место покупок, жители Киева ориентируются прежде всего на удобное расположение торговой точки по отношению к дому или работе (72% опрошенных). У «магазинов во дворе» особая аудитория покупателей — жители близлежащих домов. Такие торговые точки, как правило, предлагают уникальный ассортимент товаров, очень гибко реагируя на потребности клиентов. Основу товарной линейки обычно составляют молочные и хлебобулочные изделия, полуфабрикаты, бакалея, спиртные напитки, табачные изделия. Бывают ситуации, когда у хозяйки не хватает каких-то продуктов для приготовления ужина, а за одним-двумя ингредиентами идти в супермаркет нет смысла — выручает магазин у дома. К постоянным покупателям в мелких магазинах относятся как к VIP-персонам. Кстати, лояльность — одно из важнейших условий успешной деятельности придомной торговой точки. Хозяева, которые часто по совместительству еще и продавцы, как правило, знают своих покупателей в лицо и могут даже отпускать товар ребенку или составлять так называемый список кредиторов. Частенько в магазинчиках можно услышать диалог продавца и покупателя: «Ой, не хватает денег. Запишите сметану в мой долг. В конце недели рассчитаюсь за все». Особенность таких торговых точек еще и в том, что на полках всегда свежая продукция. В маленьком помещении нельзя держать большой товарный запас, по этому поставщики подвозят продукты практически каждый день. Работают такие магазины обычно допоздна или круглосуточно.
Симбиоз с поставщиками Удобное расположение маленьких магазинчиков, свежие продукты и возможность покупок в кредит всегда будут привлекать покупателей Крупные торговцы диктуют условия поставщикам, а мелким точкам приходится искать с ними компромиссы. Но это не значит, что поставщики меньше заинтересованы в сотрудничестве с мелкими торговыми точками, чем с крупными сетями. «Мелкий опт для нас выгоден прежде всего оплатой по факту поставки товара, — рассказывает Лариса Босенко, менеджер по работе с клиентами компании «Мрiя». — Крупные торговые сети требуют большой отсрочки платежа, у них очень жесткие условия контрактов на поставку, драконовские штрафы за неустойку. Маленькие магазины бережнее относятся к своим поставщикам. Единственный недостаток сотрудничества с ними — необходимость часто поставлять товар». Торговый представитель ТМ «Минеральные воды Свалявщины» Лидия Танасюк отметила, что мелкие магазины не берут денег за размещение товара на своих полках и плату за «вход», как это делают крупные ритейлеры. «С хозяевами небольших магазинов у поставщиков, как правило, хорошие дружеские отношения, — рассказывает г-жа Танасюк. — Они всегда интересуются новинками и часто заказывают пробную партию нового товара, практически никогда не возвращают продукцию, а оплату производят добросовестно и в срок». В свою очередь поставщики обеспечивают торговцев специальным оборудованием для хранения и выкладки товара (холодильники, торговые конструкции).
Непростые будни Одно из важнейших условий успешности «магазина у дома» — лояльность к постоянным покупателям Мелкие магазины больше других страдают от различных конкурентных войн производителей и ограничительных мер государства. К примеру, лимит торговой наценки на социально значимые продукты питания больше всего «бьет» именно по маленьким торговым точкам. Ведь они, в отличие от своих больших собратьев, не могут зарабатывать за счет крупного товарооборота. Поэтому устанавливать наценку в пределах 10% при маленьком обороте для мелкого торговца крайне невыгодно. В итоге небольшие точки первыми реагируют на подобные меры ритейлеров и чиновников, повышая стоимость других категорий товара, компенсируя убытки от продажи невыгодной продукции. Разница торговой наценки на некоторые товары, к примеру, спиртное, между «магазинами у дома» и дискаунтерами может составлять около 30%. На более ходовые продукты — хлебобулочные и молочные изделия — мелкие торговые точки обычно не ставят большую наценку. Поэтому вынуждены изыскивать дополнительные возможности для заработка. Игроки рынка ритейла утверждают, что подавляющее количество маленьких магазинов работает не совсем честно, например, не всегда соблюдая условия льготного налогообложения (превышают лимиты по количеству работников или годовой выручке).
К сведению Требования к торговым Помещениям Магазин должен располагаться исключительно в объектах нежилого фонда. Наибольшей популярностью пользуются квартиры на первом, цокольном этажах, а также подвальные или полуподвальные помещения. Это объясняется тем, что именно такую недвижимость законодательство разрешает перевести из жилого в нежилой фонд. Перевод квартиры из жилого в нежилой фонд значительно повышает стоимость такого помещения, что выгодно для его владельца. Процедура перевода квартиры или подвала в нежилой фонд обходится среднем в $3–5 тыс. и длится от полугода. Но переоформление объекта, расположенного в центре города, может стоить и $20–25 тыс. Основные сложности в том, чтобы получить согласие соседей по подъезду в письменной форме и найти подход к госорганам, которые не любят работать быстро. По словам Владимира Скрицкого, помощника генерального директора юридической компании M&K, обязательное условие перевода квартиры в нежилой фонд — наличие в помещении отдельного выхода. Этому предшествует перепланировка, которую в обязательном порядке нужно согласовывать с БТИ. С учетом всех официальных и неофициальных платежей стоимость процедуры перевода объекта в нежилой фонд в Киеве сегодня составляет не менее $100/кв. м.
|