Мера первая: отмена презумпции невиновности для чиновников.
Вместо него применяется принцип «докажи, что купил имущество не на
взятки»
В этом есть что-то общее с принципом конфискации имущества «in
rem», который сейчас обсуждается в России.. «In rem» предусматривает конфискацию
имущества, если оно по стоимости превышает доходы чиновника и при этом он не
может документально доказать, что деньги получены из других источников законным
путем.
За законопроект о такой конфискации решительно высказывались
депутаты Госдумы. Но потом, увидев текст законопроекта, видно, сами испугались
радикальности мер. Если его действительно применять, в России будет конфисковано
море движимого и недвижимого имущества. Мало кто в нашей стране строит дворцы и
покупает дорогие авто на законно заработанные деньги.
Возможно, поэтому
депутаты Госдумы заговорили о возможных негативных последствиях закона и
злоупотреблениях, предложили его еще обсуждать и доработать… (подробнее об этом
мы рассказывали здесь).
Кстати, такое промедление позволит тем, кто может
оказаться в числе подозреваемых после введения закона о конфискации «in rem»,
предпринять определенные шаги, чтобы себя обезопасить. Скажем,
перерегистрировать имущество на родственников, не являющихся членами
семьи.
Гонконг же оказался решительнее и сумел отважиться на радикальные
жесткие действия. Именно поэтому добился результата. Презумпция невиновности для
чиновников была отменена. В законодательстве появилась соответствующая норма. Ее
содержание можно передать так: если чиновник не в состоянии доказать, что
законным путем получил средства, которые лежат на заграничных счетах или на
которые куплена, предположим, вилла с бассейном, то путь один — в тюрьму. И на
довольно приличный срок — до 15 лет.
Это правило стали последовательно и
четко реализовывать. Сразу же после отмены презумпции невиновности несколько
крупных чиновников Гонконга оказались за решеткой.
Мера вторая: создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией
(НКБК). Подчиняется генерал-губернатору, у сотрудников высокие
оклады
Генерал-губернатор своим приказом назначал специалистов в эту
комиссию на срок не менее чем 5 лет. Подчинялись они тоже только
генерал-губернатору. Ни МВД, ни структура, отвечающая за госбезопасность, влиять
на НКБК не могли.
Оклады у специалистов независимой комиссии по борьбе с
коррупцией были на 20-30% выше, чем у работников силовых
ведомств.
Комиссия призвана не только выявлять взяточников, но и
заниматься профилактикой — предотвращать взятки в сферах, наиболее подверженных
коррупции, например, в службах, выдающих различные разрешения на ведение бизнеса
или каких-либо работ, в ГИБДД, в следственных органах и судах… НКБК анализирует,
применяют ли взяточники новые схемы. Комиссия вправе провести проверку в любом
ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на
взяточничество.
За первый год работы НКБК были пойманы и осуждены 220
чиновников-взяточников. Среди них оказался и шеф полиции Гонконга. Против него
возбудили уголовное дело, но он успел выехать в Лондон. Тем не менее
генерал-губернатор смог добиться выдачи шефа полиции. Его экстрадировали в
Гонконг, где состоялся суд над коррупционером.
Возникает резонный вопрос:
не появится ли соблазн у самих специалистов независимой комиссии по борьбе с
коррупцией, обладающих большими полномочиями и подчиняющихся напрямую
генерал-губернатору, обогатиться на взятке? Соблазн появиться, конечно, может.
Но и за работой комиссии есть кому следить. Этим занимаются общественные
организации, созданные из представителей интеллигенции и бизнеса. Если
общественная организация вдруг заподозрит кого-то из специалистов НКБК в
нечистоплотности, имея на руках документальные подтверждения, то этого
специалиста увольняют.
Мера третья: людям и журналистам предоставили возможность
сообщать о взяточниках
Это одна из наиболее важных и проблемных мер.
Поначалу люди скептически относились к начинаниям властей, направленным на
борьбу с коррупцией. Думали: «Пошумят -пошумят, найдут несколько не самых
крупных взяточников, арестуют их, посадят, а крупных чиновников не тронут. И все
останется, как было».
Однако со временем удалось преломить скепсис людей
и журналистов, и они стали помощниками независимой комиссии по борьбе с
коррупцией.
НКБК организовала «горячую линию», которая работает
круглосуточно. Любой гражданин может позвонить туда и сообщить о чиновниках,
которые вымогают или получают взятки.
Чтобы исключить опасность наказания
для того, кто вынужден был дать взятку, в Гонконге не является преступлением
коррупция по независящим от человека причинам. Например, если бизнесмен дал
взятку чиновнику, который выдает разрешения на бизнес, то виноват только
чиновник, его и накажут. А бизнесмен останется вне преследования. Поэтому люди,
ставшие жертвой коррупции, не боялись звонить на «горячую линию» НКБК и сообщать
о взяточниках (которым, возможно, сами звонившие ранее вынуждены были дать
взятку).
Журналисты проводили собственные расследования в отношении
чиновников — фиксировали их крупные покупки, выявляли размер затрат их
родственников…
На каждую информацию, поступающую от работников СМИ и
граждан, НКБК реагировала. При наличии оснований взяточнику замораживали
банковский счет, требовали объяснить происхождение доходов, а если было
необходимо, арестовывали…
Все факты поимки коррупционеров и их ареста
освещались в прессе. Люди стали замечать, что наказывают и высокопоставленных
чиновников -взяточников, что у правительства Гонконга серьезные намерения. И
доверие у населения к борьбе с коррупцией возросло. Оно стало поддерживать
правительство.
Вывод: победить коррупцию можно, если есть настоящее желание это
сделать
В отличие от других провинций Китая в Гонконге не применяют
крайнюю меру наказания (расстрел) к мздоимцам, взяточникам и должникам бюджета.
Несмотря на это, в Гонконге, где в прежние времена приходилось даже дворнику
давать взятку, чтобы он хорошо подметал дорожку к дому, удалось почти изжить
коррупцию. Если, как говорилось выше, в 1974 году коррумпированность госаппарата
составляла 94%, то сейчас она равна приблизительно 2-3%. Феноменальный
результат!
Опыт Гонконга красноречиво свидетельствует: если есть
настоящее желание побороть коррупцию и воля, чтобы действовать решительно, то
можно добиться результата. Но его никогда не добиться, если власти только делают
вид, что пытаются бороться со взяточничеством, и если за борьбу с коррупцией
отвечают сами коррупционеры.
|