Изогнутые эскалаторы существуют с 1980-х годов. Иногда они как бы
накладываются друг на друга, чтобы создать видимость спирали, но по сути
- по-прежнему опираются на тот же механизм прямого эскалатора, который
больше в длину, чем в высоту.
Как сообщает compulenta.ru,
спиральный эскалатор, получивший название Helixator, основан на целом
ряде нововведений. Во-первых, это монорельсовая система. Автор концепции
Михел Давид пояснил: «Традиционные изогнутые эскалаторы имеют несколько
рельсов с обеих сторон ступеней и поддерживаются сложными и тяжёлыми
конструкциями. Монорельсовое решение позволяет соединить все необходимые
рельсы в одну централизованную и лёгкую структуру».
Во-вторых,
новинке достаточно линейного двигателя вместо цепной системы, в которой
на верхнее звено приходится вся тяжесть лестницы. «А у нас давление
равномерно распределено по всей траектории машины, - продолжил инженер. -
Все это делает систему очень гибкой и не накладывает никаких
ограничений на геометрию эскалатора».
Helixator существует пока
только в виде масштабной модели, которая демонстрирует 100-метровый
эскалатор, способный перевозить 20 тыс. человек в час в обоих
направлениях. Экономия площади равняется пятнадцати лифтам.
Сейчас
Давид занят поиском производителя. «Многих пугает дизайн: кажется, что у
людей закружится голова, - признался разработчик. - Над этим я как раз
работаю - пытаюсь определить оптимальную скорость и радиус».
Сколько
будет стоить устройство? На этот вопрос у инженера нет ответа. Обычные
эскалаторы выпускаются уже лет 100 и сегодня стоят всего 12 тыс. евро,
так что конкурировать с ними с экономической точки зрения будет
трудновато. С другой стороны, эскалаторы, способные заменить лифт,
становятся все более востребованными. В некоторых азиатских небоскребах
есть транспортеры, ведущие сразу на 10-й или 15-й этаж.
Любопытно,
что источником вдохновения послужило устройство, созданное на заре
эпохи автоматических подъемников, - винтообразная самодвижущаяся
дорожка, на некоторое время установленная на одной из станций
лондонского метро в 1906 году. Кроме того, Давид внимательно изучал
обычные монорельсовые дороги, «американские горки» и чертежи известного
изобретателя Гилберта Луны 1970-х годов.
|