Зима еще только слегка попугала своим приходом, а
многим нашим согражданам уже довелось столкнуться с различными
«коммунальными» неприятностями. Кому-то не хватает тепла в квартире, у
кого-то перебои с горячей водой. Где-то ледяные сквозняки гуляют по
подъездам, промерзают или сыреют до появления плесени стены, а где-то
после первого в этом году цикла замораживания и «разморозки» опять
потекла крыша. И ведь понятно, что это только «цветочки», а главные
«ягодки» зима приберегла на потом. Мы решили разобраться, что делать,
если от бездеятельности коммунальщиков жить в нашем доме стало неуютно. В
этом нам помогали юрист юридической компании «Гарант» Дмитрий Мальцев и
адвокат Донецкой областной коллегии адвокатов Марина Гавяда.
«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»
Как ни крути, а главная преграда на пути к лучшей
жизни – это негативная установка и пораженческие настроения. Я сам был
удивлен, как много людей среди моих знакомых считают, что «от ЖЭКа все
равно ничего не добьешься». Более того, судя по обсуждениям на
интернет-форумах, такая позиция является чуть ли не преобладающей. В
итоге, люди либо сдаются после первого-второго безуспешного обращения в
ЖЭК (или, например, к «тепловикам» или любую другую коммунальную
службу), либо вообще не делают даже таких попыток. А пытаться надо.
Во-первых, потому что не все ЖЭКи так плохи, как их
общая репутация. И среди руководителей жилищных контор встречаются
товарищи, добросовестно относящиеся к своим обязанностям и оперативно
реагирующие на жалобы жильцов. И если устранить ту или иную проблему в
силах такого руководителя, он это сделает оперативно. Более того, есть и
примеры ЖЭКов, которые вообще работают «на опережение»: сами изыскивают
проблемы и устраняют их даже до того, как жильцы успевают «раскачаться»
на писание жалоб.
Во-вторых, даже если с добровольной реакцией ЖЭКа не
сложилось, есть проверенные практикой пути, которые, во многих случаях
позволяют добиться положительного результата: либо решения проблемы,
либо материальной компенсации, например, в виде снижения платежей за
плохо предоставляемые услуги.
Первый путь – это систематическое заваливание
жалобами или требованиями перерасчета тарифов как самих коммунальщиков,
так и их руководящих инстанций. Как это делается, видно из примера «Вода
камень точит». Если же коммунальщики упорствуют в своих заблуждениях,
можно обратиться в комитет по защите прав потребителей. Ему как раз
недавно расширили полномочия, и он имеет сегодня реальные рычаги
воздействия на предприятия, отказывающиеся выполнять свои обязательства
перед потребителями.
Второй путь – устранить дефект или сделать ремонт
самостоятельно, после чего через суд заставить ЖЭК возместить свои
затраты. Как это можно сделать, видно из примера «Суд да дело». Жэки,
как правило, находятся в состоянии хронического безденежья, поэтому
возмещение, скорее всего, будет сделано за счет соответствующего
снижения квартплаты.
Конечно, все это может потребовать некоторого времени
и усилий. Хотя по законодательству дела по защите прав потребителей
обязаны рассматриваться как можно быстрее, на это часто не обращают
внимания, и процесс затягивается.
По какому бы из этих путей вы не пошли, успех дела
зависит от четкого соблюдения некоторых формальностей, о которых мы
дальше и поговорим подробнее.
ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОГОВОР
Многие владельцы квартир до сих пор не имеют договора
с ЖЭКом о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. А ведь это именно
тот документ, на основании которого вы и имеете формальный повод
предъявлять претензии за не предоставленные или некачественно
предоставленные услуги. Потому что именно им определены услуги, которые
ЖЭК обязуется предоставлять и за которые берет с вас квартплату, а также
ответственность ЖЭКа в случае невыполнения своих обязательств, порядок
действий при спорных ситуациях и т.д.
Если у вас такого договора нет, вам нужно его
заключить. Для этого вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа. В нем
вы просите подготовить и заключить с вами договор на предоставление
жилищно-коммунальных услуг на основе типового договора, а также
предоставить информацию о перечне услуг, их стоимости и потребительских
свойствах, режиме их предоставления, структуре цен и тарифов и т.д.
При этом вы ссылаетесь на ст.21 Закона Украины «О
жилищно-коммунальных услугах», согласно которой ЖЭК обязан составить с
вами такой договор и предоставить указанную информацию. И указываете,
что в случае отказа ЖЭКа, вы на основании п.6 ст.26 Закона Украины «О
жилищно-коммунальных услугах», ст.907 Гражданского кодекса Украины,
прекращаете платить за жилищно-коммунальные услуги. Впрочем, у ЖЭКа и
без того нет оснований вам отказывать.
ОФОРМЛЯЙТЕ АКТ-ПРЕТЕНЗИЮ
Если неформальные обращения в ЖЭК и призывы к совести
и состраданию не нашли отклика в сердцах его руководства, вам придется
идти формальным путем. И первым делом необходимо документально
«зафиксировать» тот дефект или проблему, которые не дают вам спокойно
жить. Для этого вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа о вызове его
представителя для составления акта-претензии. В заявлении указываете,
что согласно такого-то пункта вашего с ЖЭКом договора, он обязался
предоставить вам такие-то услуги, которые были предоставлены с
нарушениями или вообще не были предоставлены. Например, в такой-то
период времени отсутствовала горячая вода или тепло. Или дом не был
подготовлен к зиме, отчего в подъезде теперь холодно. Или не был
проведен текущий ремонт крыши, отчего она теперь течет. И так далее.
Вы же свои обязательства по договору выполняли в
полном объеме, то есть платили квартплату без задолженностей. И в
соответствии со ст.18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», в
случае нарушения исполнителем условий договора, потребитель имеет право
вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии, а
представитель исполнителя обязан явиться не позднее срока, указанного в
договоре. И указываете, где и в течение какого срока (как правило, двух
дней), должен появиться представитель ЖЭКа. Заявление должно быть
зарегистрировано, у вас должно остаться доказательство вашего обращения.
Если ЖЭК своих представителей не присылает, акт можно
составить и без них, для этого достаточно подписей трех жильцов. В этом
акте должно быть указано, что в соответствии с договором ЖЭК обязался
предоставить такие-то услуги, которые предоставлены не были. О чем было
направлено заявление на имя начальника ЖЭКа с требованием в 2-х дневный
срок прислать по такому-то адресу для составления акта. Но это
требование было проигнорировано, представитель не явился. В связи с этим
тремя указанными потребителями услуг ЖЭКа был составлен следующий
акт-претензия о том, что такая-то услуга действительно не была оказана.
Если в дальнейшем предполагается все-таки обращение в
суд, рекомендуется, где это возможно, привлекать для экспертизы
лицензированных экспертов-оценщиков, которые могли бы дать независимое
официальное заключение о наличии дефекта и стоимости его устранения
(например, ремонта). Затраты на привлечение таких специалистов потом
будут включены в сумму возмещения, которые вы потребуете от ЖЭКа через
суд.
ТРЕБУЙТЕ ГРАМОТНО
После оформления акта-претензии, вы можете подать в
ЖЭК заявление о нарушении условий договора. Где указываете, что между
вами и ЖЭКом был заключен договор от такого-то числа, согласно которому
ЖЭК обязался предоставлять такие-то услуги. Но их не предоставил, о чем
имеется акт от такого-то числа.
В связи с чем на основании изложенного и
руководствуясь статьями 18, 20,21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных
услугах», статьями 526,610, 611 Гражданского кодекса Украины, статьями
15, 19, 20 Закона Украины «Об обращениях граждан», Законом Украины «О
защите прав потребителей», Указом от 17.05.2005 г. № 76 «Об утверждении
правил содержания жилых домов и придомовых территорий», Указом от
10.08.2004 г №150 «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию
домов и сооружений та придомовых территорий и услуг по ремонту
помещений, домов, сооружений», вы просите следующее. Во-первых,
устранить то-то и то-то (отремонтировать лифт, крышу, подъезд).
Во-вторых, сообщить вам письменно о результате рассмотрения вашего
заявления.
Как вариант вы можете подать заявление о перерасчете размера коммунальных платежей – такой же структуры.
Если и это ваше заявление будет проигнорировано или
на него дана отписка, вы теперь можете обращаться в комитет по защите
прав потребителей. Либо, если проблему можно устранить самостоятельно,
сделать это, обратившись потом в суд с претензией к ЖЭКу о возмещении
ваших затрат.
ЧТО ДОЛЖЕН ЖЭК
Официально перечень услуг, которые ЖЭК обязан
предоставить жильцам, утвержден постановлением Кабинета Министров от 12
июля 2005 года. В этот список, за выполнение которого и берется
квартплата, входят:
1. Уборка лестничных клеток.
2. Уборка придомовой территории.
3. Вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов.
4. Уборка подвалов, технических этажей и крыш.
5. Техническое обслуживание лифтов.
6. Обслуживание диспетчерских систем.
7. Обслуживание систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и канализации в доме.
8. Обслуживание вентиляционных шахт в доме.
9. Обслуживание систем противопожарной сигнализации и дымоотвода.
10. Текущий ремонт инженерных систем здания и «элементов внешнего благоустройства» - заборы, лавочки и т.п.
11. Ремонт детских площадок.
12. Подготовка домов к осенне-зимнему периоду.
13. Энергообеспечение лифтов.
14. Обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла.
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ
Рассказывает киевлянин Андрей Мазур:
Моя квартира – на последнем этаже 16-этажного дома,
сверху еще технический этаж. Крыша, которая не ремонтировалась с момента
строительства дома, текла так, что вода протекала на техэтаж и стекала
внутрь квартир. Жильцами предпринимались попытки самостоятельно
ремонтировать крышу, но это не помогало.
Я пошел в ЖЭК. Мне сказали, что средств на ремонт
нет. Что делать? Я посоветовался с юристами и начал писать сам, собирая
под своими письмами подписи соседей, плюс подбил на писательскую
деятельность и других жителей этажа. Мы не митинговали, мы молча писали.
Писали в ЖЭК и получали ответы о том, что средств нет, вот, когда даст
район, тогда да, тогда конечно. Писали главе районной администрации,
что, мол, такая вот неприятность, а ЖЭК бездействует, примите меры,
пожалуйста. На что нам отвечали, что приняли к сведению, разберутся.
Ходил я и к помощнику депутата – с аналогичным письмом. Тянулся этот
эпистолярный период всю зиму, когда все равно ремонтировать крышу вроде
как не по сезону. А к лету пришли работящие «дядьки» и крышу нашу таки
починили. Так мы и обошлись без судов, все прошло «мирным путем».
СУД ДА ДЕЛО
Текущая крыша изводила и жителей одного из домов
Кировограда. Крыша текла по всему дому, страдали все три подъезда, и
никто из «ответственных работников» ничего не хотел делать.
Сначала жильцы пытались что-то сделать по своему
разумению, не привлекая юристов. Заняло это больше года. Писали письма, с
жалобами дошли до областной рады. Безрезультатно. Потом обратились к
одной из юридических фирм, и там им посоветовали сделать ремонт за свой
счет, а затраты потом востребовать с ЖЭКа через суд.
Сначала они вызвали комиссию из ЖЭКа, при работе ее
присутствовали представители и комитета жильцов – глава и несколько
человек. Комиссия задокументировала наличие дефектов крыши. После чего
жильцы пригласили эксперта-оценщика, который выдал заключение о
стоимости ремонта крыши: исходя из предполагаемой его трудоемкости,
стоимости материалов и т.д. Далее, в пределах указанной суммы был сделан
ремонт, естественно, с официальным оформлением договоров и актов
приема-передачи работ. И только после этого, имея на руках все эти
документальные доказательства, обратились в суд с иском к ЖЭКу о
возмещении затрат и выиграли дело. Все это заняло полгода.
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ:
Договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг
Заявление о заключении договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг
Заявление о нарушении условий договора
Заявление о вызове представителя для составления акта-претензии
Акт-претензия
Иск в суд
Заявление о перерасчете коммунальных платежей
<a href="http://www.segodnya.ua/useful/dwelling/14202238.html">Источник</a>
segodnya.ua