«5 звезд!» - эта фраза молниеносно производит неизгладимое впечатление
продукта высокого качества на любого современного человека. Не важно, о
какой отрасли идет речь. Говорим мы о коньяке, отеле или же автомобиле -
«5 звезд» - весомый аргумент, который зачастую становиться решающим при
покупке товара. При этом практически ни одному потребителю не
закрадывается в голову плутовская мысль: а что, собственно, означают эти
«5 звезд» и, на каком основании, их присуждают?
Старая истина,
которая говорит о том, что, покупая автомобиль, Вы покупаете не только
средство передвижения, но и свою безопасность, не требует подтверждения.
Но, тем не менее, даже если речь идет о безопасности, люди склонны
верить стереотипам, брендам, авторитетным организациям, международным
краш-тестам. А, между тем, даже авторитетные специалисты ошибаются.
Доказательством этому служат многочисленные автомобильные отзывы. И речь
идет не только о «Тойоте», ведь днями даже «Порше» объявил об отзыве
своей суперпопулярной «Панамеры» из-за дефекта ремней безопасности.
С другой стороны, ошибки простительны, особенно, если их признают, каются и пытаются исправить. Непростительно
то, что зачастую, покупая автомобиль, потребитель слепо верит фразе «5
звезд», не имея понятия, откуда она берется. Так что, попробуем
разобраться, за что мы платим, и кто за это отвечает.
Если речь
заходит о безопасности и краш-тестах, то европейцам первым делом на ум
приходит организация EuroNCAP (European New Car Assessment Programme -
европейская программа оценки новых автомобилей).
И хотя существует
она лишь с 1997-го года, но уже успела завоевать авторитет и уважение со
стороны не только обыденных потребителей, но и авто производителей, а
также государств Старого Света. Ведь ныне EuroNCAP поддерживают
крупнейшие европейские государства. Во главе, конечно, же
Великобритания, поскольку корни EuroNCAP берут свое начало в
лаборатории Министерства транспорта ВБ. Кроме того в списке
стран-союзников Франция, Германия, Швеция, Нидерланды, Испания. Кроме
того, среди союзников организации известнейшие автоклубы и крупнейшие
автомобильные организации. Но при всем этом EuroNCAP заявляет, что
является независимой от автопромышленников. Ну, что ж, будем на это
надеяться.
Процедуру краш-тестов «Друга Смуга» уже описывала, но
без всяческих нюансов. Напомним, что речь идет о столкновениях с
бетонной плитой на скорости 64 км\час - фронтальном, заднем, боковом.
Кроме того, существует еще тест на прочность крыши при перевертывании.
Учитывая
то, что европейской организации уже более 20 лет, стандарты на
протяжении этого времени менялись неоднократно. Ведь изначально EuroNCAP
мола присвоить только 4 звезды. 5-ю добавили в 2000 году вместе с еще
одним тестом - боковым ударом в столб. Поэтому при покупке подержанной
машины нужно учитывать, о каких именно звездах идет речь.
Ныне же
организация краш-тесты делит на три разряда: безопасность взрослых,
детей и пешеходов. В последнем случае, благодаря наезду на манекен,
который оснащен специальными датчиками, пытаются выяснить, насколько те
или иные части кузова могут повредить пешехода при наезде.
Безопасность
детей в машине при аварии начали проверять с 2003 года, а пешеходов с
2008-го. Каждый раздел - это отдельная оценка, то есть у каждого по 5
звезд в лучшем случае.
Конечно, не одни европейцы такие умные. Да и что говорить о EuroNCAP, если о ней и так уже все известно.
Само
собой, что родина General Motors и Ford также имеют собственных
сторожевых псов, которые предостерегают американцев от неправильного
выбора. США - огромная страна с огромным авторынком, который привлекает
всех мировых автопроизводителей. Не так уж легко за всеми уследить,
поэтому штаты имеют две основные организации проверки качества авто,
выводам которых слепо верят все американские граждане.
NHTSA
(National Highway Traffic Safety Administration) ныне известная всем,
благодаря отзывам «Тойот», поскольку именно краш-тесты этой организации
выявили, что дело неладно. NHTSA возникла в далеком 1970 году и является
департаментом Министерства транспорта США. Поэтому понятно, что круг
деятельности американской государственной организации гораздо шире,
нежели независимой европейской.
NHTSA расследует все автомобильные
дефекты, разрабатывает стандарты экономии топлива, занимается
сокращениям количества пьяниц за рулем, изучает антиугоные системы и
предоставляет гражданам необходимую информацию о безопасности тех или
иных авто. Краш-тесты не являются главной целью этой организации,
поскольку она расследует абсолютно все, что может стать причиной аварии:
курение за рулем, агрессивное поведение, неисправности авто и т. д.
А вот Insurance Institute for highway safety (IIHS) более интересная кантора - cуществует с 1959 года. Все краш-тесты
и оценки безопасности тех или иных авто в США на ее совести. Это
некоммерческая научно-образовательная организация, цель которой
сокращать и предупреждать разного рода ущербы, а также смертность,
которые возникают из-за аварий на дорогах.
Институт статистических
данных (The Highway Loss Data Institute - HLDI) - оказывает научную и
информационную поддержку IIHS предоставляя данные об авариях и их
последствиях.
Ныне IIHS тесно сотрудничает с автопроизводителями,
модели которых представлены на американском рынке. Звездами Институт
не пользуется, а ставит оценки. Шкала такова: G - Хорошо (Good) -
наивысшая, A - Приемлемо (Acceptable), M - На грани (Marginal), P - Плохо (Poor).
Краш-тесты
у IIHS 4-х видов: фронтальный, боковые, задний и на перевертывание.
При этом отдельные оценки выставляются за состояние отдельных частей
тела водителя и пассажиров при ударе: голова, шея, грудная клетка, левая
нога, правая нога, позвоночник, таз. Также отдельную отметку авто
получает за ограничение движений водителя во время аварии. Таким
образом, пытаются проверить насколько хорошо закреплено тело и не
получит ли оно лишних травм от движений, спровоцированных ударом.
Найти отметки, выставленные организацией отдельным моделям можно всегда
на сайте организации. Но что касается самих краш-тестов, то их
показывать не желают. Кстати, скорость краш-тестов такая же, как и у
EuroNCAP - 40 миль в час (64 км/час).
Нужно отметить, что именно
скорость краш-тестов является ключевым моментом для наших граждан.
Поскольку большинство аварий в Украине происходят именно из-за ее
превышения. Поэтому, даже «5 звезд» и оценка G по всем параметрам - еще
не повод быть полностью беспечным на дороге.
|