Классификация газовых топливных систем.
1 ПОКОЛЕНИЕ (пропан-бутан, метан).
Предназначено для использования в карбюраторных и инжекторных
автомобилях без катализатора. Различают 2 вида оборудования 1 поколения:
1. Вакуумное - для карбюраторных автомобилей без катализатора.
2. Электронное - для карбюраторных и инжекторных а/м без катализатора.
Принципиальное различие вакуумного редуктора от электронного заключается
в запорном элементе разгрузочной камеры: в вакуумном эту функцию
выполняет вакуумная мембрана к которой подаётся разрежение от впускного
коллектора, - двигатель работает; есть вакуум редуктор открыт, двигатель
заглушен, - вакуума нет редуктор закрыт. В электронном эту функцию
выполняет электромагнитный клапан управляемый от <электронного блока
безопасности> который при работающем двигателе открывает его
обеспечивая подачу газа из 1 ступени редуктора во 2-ю. При прекращении
работы двигателя электронный блок безопасности перекрывает подачу газа.
Многие электронные редукторы в отличии от вакуумных имеют двойную
регулировку <холостого хода>; - динамическую и статическую что
позволяет более точно отрегулировать и более стабильно удерживать
холостой ход. Для инжектроных а/м применяют защитный клапан обратного
хлопка.
2 ПОКОЛЕНИЕ (пропан-бутан, метан). Предназначено для
использования в инжекторных автомобилях с каталитическими
нейтрализаторами (катализаторами). Состоит из электронного оборудования
1-го поколения и электро-механической системы контроля подачи и
регулировки потока газа, для достижения точного состава
топливно-воздушной смеси, которая необходима для (корректной) правильной
работы нейтрализатора. Они называются системами <Лямбда
Контроля>. Для поддержания правильного состава газо-воздушной смеси
(Лямбда =1) Лямбда контроллеры используют сигнал от штатного Лямбда
зонда автомобиля, а так же сигнал положения дроссельной заслонки и
датчика оборотов двигателя, для оптимизации топливно-воздушной смеси на
переходных режимах работы двигателя. Системы 2-го поколения гарантируют
поддержание экологических требований Евро 1. Наиболее
<продвинутые> системы Лямбда контроля, с двумя регулировками (на
холостом ходу и на оборотах) поддерживают экологические требования Евро
2. Производители AUTRONIC-AL-700-800, KME-Bingo.
3 ПОКОЛЕНИЕ (пропан-бутан, метан). Предназначено для
использования в а/м с экологическими требованиями не выше Евро 2.
Системы 3 поколения принципиально отличаются от 1 систем 1 и 2 поколения
и называются системами параллельного впрыска газа. Газ в таких системах
подаётся во впускной коллектор в непосредственной близости к впускному
клапану каждого цилиндра. Между редуктором который, подаёт избыточное
давление и штуцерами-клапанами установленными во впускном коллекторе,
находится электронно-механический шаговый дозатор - распределитель,
который обеспечивает правильную дозировку потока газа во впускной
коллектор. Управление переключением режимов и поддержанием правильной
подачи газо-воздушной смеси занимается электронный блок управления на
который поступают необходимые сигналы со штатных датчиков двигателя
(TPS, Лямбда-зонд, MAP, RPM). Системы 3 поколения не используют
вычислительных мощностей и топливных карт заложенных в штатных
бензиновых контроллерах, они попросту работают в <параллельном>
режиме, т. е. создают собственные топливные карты. Скорость реакции на
корректировку смеси у систем 3 поколения довольно не высокая и
обусловлена скоростью работы шагового дозатора - распределителя. Поэтому
с проявлением Экологических требований Евро 3 и систем бортовой
диагностики 2 поколения OBD II и EOBD спрос на газовые системы 3
поколения упал, - а учитывая их довольно высокую стоимость и появления
систем 4 поколения практически исчез.
4 ПОКОЛЕНИЕ (пропан-бутан, метан). Предназначено для
использования в любых инжекторных автомобилях и совместимы с
экологическими требованиями Евро 3, а так же системами бортовой
диагностики OBD II и EOBD. Системы 4 поколения называют:
<Фазированный распределённый впрыск>. Они используют
вычислительные мощности и топливные карты заложенные в штатный
контроллер а/м, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой
системы к бензиновой топливной карте. 4 поколение характеризует наличие
отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е.
полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска
определяет штатный бензиновый контроллер а/м. Важным плюсом систем 3 и 4
поколения является функция автоматического перехода с газового топлива
на бензиновое по окончании бензина или при невозможности использования
газа на некоторых мощностных режимах. Производители AGC-AUTRONIC-Zenit,
PRINS, KME-AKME-Diego, OMWL-DREAM XXI, AC-STAG 200-300 и другие.
5 ПОКОЛЕНИЕ (Только пропан-бутан). Предназначено для
использования в любых инжекторных автомобилях и совместимы с
экологическими требованиями Евро 3, Евро 4 а так же системами бортовой
диагностики OBD II, OBD III и EOBD. Системы 5 поколения называют: или
<Жидкий Фазированный распределённый впрыск>. В отличии от систем 4
поколения,- в 5 газ поступает в цилиндры в жидкой фазе. Для этого в
баллоне находится <газонасос>, который обеспечивает циркуляцию
жидкой фазы газа из баллона через рампу газовых форсунок с клапаном
обратного давления обратно в баллон. Системы 5 поколения используют
вычислительные мощности и топливные карты заложенные в штатный
контроллер а/м, и вносят лишь необходимые поправки для адаптации газовой
системы к бензиновой топливной карте. 5 поколение характеризует наличие
отдельных электромагнитных форсунок впрыска газа в каждый цилиндр т. е.
полностью аналогично бензиновой системе. Фазу и дозировку впрыска
определяет штатный бензиновый контроллер а/м. Важным плюсом систем 3.4 и
5 поколения является функция автоматического перехода с газового
топлива на бензиновое по окончании бензина или при невозможности
использования газа на некоторых мощностных режимах. К преимуществу
систем 5 поколения можно отнести отсутствие потери мощности и отсутствие
повышенного расхода газа, также возможность запуска двигателя на газе
при любых отрицательных температурах, -ввиду отсутствия необходимости
испарять газ перед подачей в двигатель. К недостаткам системы можно
отнести её высокую чувствительность к грязному газу, низкую
ремонтопригодность и высокую сложность. Три этих недостатка практически
перечёркивают все её преимущества в условиях эксплуатации в СНГ,-
степень очистки пропан-бутановой смеси у нас <традиционно> очень
низкая . Производители: VIALE, ICOM.