Даже за несколько дней до второго тура, парламентариям не дает расслабиться судьба закона о выборах. Бывшие партнеры по его написанию – БЮТ и ПР – вновь продемонстрировали непримиримость противоречий. Очередной камень преткновения – избирательные комиссии.
Неоднократные попытки перелицевать закон о выборах президента, которые стартовали еще летом 2009 года, быстро превратили этот нормативный акт в гвоздь сезона. За полгода пребывания на осадном положении закон перенес многочисленные поправки, попытки внести поправки к поправкам, местами нелестное решение Конституционного суда, закрепить которое другими поправками сходу так и не удалось… А особую прелесть ситуации добавляло то, что с приближением дня выборов борьба за закон все больше напоминала персональную схватку тех политических сил, что в июле-сентябре совместно над ним работали. Теоретическая законотворческая "дружба" Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко не выдержала практического испытания принципом "должно остаться только то, что не мешает нашему кандидату".
После того, как в декабре 2009 года был провален пакет правок, предложенных президентом, на некоторое время на горизонте затеплилась надежда на то, что закон переживет апогей кампании в статусе "как есть". И действительно – вопреки собственным обещаниям, условно демократическому лагерю в Верховной раде так и не удалось обернуться до первого тура – пришлось переложить задачу защиты волеизъявления на плечи Центризбиркома и судов. После чего окрыленные успехом сторонники стабильности (преимущественно из рядов парламентской оппозиции) окончательно утвердились на позициях "коней на переправе не меняют". "Пересматривать закон "О выборах президента Украины" во время избирательной кампании – это явление аномальное" – на следующий день после первого "захода" убеждал аудиторию вице-спикер Александр Лавринович. Как оказалось, аномальность – понятие трудно определяемое. После того, как БЮТ продемонстрировал готовность сражаться против голосования на дому до конца (в том числе – и на заседаниях внеочередной сессии), "регионалы" резво откорректировали курс. Двадцать восьмого января ВРУ рассмотрела два "выборных" законопроекта. Один, как и ожидалось, "бютовский", усложняющий процедуру надомного голосования и ограничивающий полномочия комиссий в редактировании списков голосующих. Второй – "региональный" – упраздняющий понятие кворума на заседаниях избирательных комиссий, что показательно – авторства Александра Лавриновича.
Как известно, депутатский корпус оказался суров к редакторским инициативам премьерских сторонников, но снисходителен – к идеям их оппонентов. На этот раз роль "золотой акции" сыграли 25 голосов из НУ-НС. После этого закон было решено оправить на доработку по сокращенной процедуре. И масштабы этого сокращения, похоже, оказались достаточно впечатляющими.
Еще утром 1 февраля Владимир Литвин проинформировал заинтересованную публику о том, что второе чтение по законопроекту №6004 не числится в довыборной повестке дня. Но чуть позже стало известно, что для своих "неаномальных" поправок в Партии регионов решили созвать внеочередное заседание. В ходе оного нашлось место всему – и "опережающей" блокаде, и драке, и громким сомнениям в легитимности происходящего... Дабы лишний раз не сталкиваться с обвинениями в несоблюдении процедуры, авторы новаций не были против и рассмотреть поправки, но только каждая из 232-х оказалась торжественно непринятой. После 233-голосой путевки в жизнь (на этот раз "слабыми звеньями" оказались уже 29 "нунсовцев" и 1 "бютовец") новая версия закона вплотную приблизилась к реальности. Правда, спикера уже попросили ее не подписывать, а у президента еще не знают, как тот поступит, но промежуточную победу ПР уже празднует.
Дальнейшая судьба закона о выборах с трудом поддается прогнозу. Выполнить все процедуры, необходимые для вступления в действия поправок (от подписания президентом до публикации), до судьбоносного голосования 7 февраля крайне затруднительно, но практика показывает, что в случае необходимости для украинского политикума нет ничего невозможного. А спорный проект, вероятно, стоит того, чтобы за него боролись.
Полностью в духе подзаголовка ("Относительно организации работы избирательных комиссий") новая версия многострадального закона посвящена суровым будням работы на местах. Главная новация, которая моментально вызвала возмущение оппонентов и недоумение экспертов, заключается в изъятии небольшого пункта статьи 28. Того самого, где речь идет о том, что "Заседание избирательной комиссии является полномочным, если в нем принимают участие не менее двух третей от состава комиссии". В пояснительной записке вице-спикер-автор законопроекта поясняет подобное устремление просто и в некотором роде логично. "Как свидетельствует практика, указанное положение используется для срыва проведения заседаний избирательных комиссий путем отзыва из их состава членов комиссий", - справедливо указывает Александр Лавринович. И в самом деле, опыт предыдущих выборов показывает, что подобный вольный подход к организации комиссионного труда – от саботирования заседаний до неподписания протоколов – действительно может иметь место. Соответственно, резкой сменой курса сторонники Виктора Януковича планируют противодействовать срыву избирательного процесса в тех регионах, где того поддерживает большинство избирателей. Но трудно сказать, насколько нововведение исправит ситуацию. "Сняв кворум, мы можем получить на каждом участке по две комиссии, каждая из которых будет претендовать на составление протокола и подсчет голосов избирателей. Таким образом, мы получим конфликт уже на уровне участковой комиссии", - цитирует "Зеркало недели" слова заместителя главы ЦИК Андрея Магеры. С другой стороны, Центризбирком беспокоит и переадресация полномочий от нижестоящих комиссий к вышестоящим в случае необходимости – границы этой необходимости закон не определяет.
Помимо опасности получить по две комиссии на одном участке, инициатива Александра Лавриновича может открыть широкую дорогу для административного ресурса. Согласно действительному на 3 февраля закону, правом доукомлектации своей части комиссии или замены выбывших членов обладает кандидат. Новелла законопроекта 6004 открывает новые перспективы перед нехитрым кадровым процессом: право на пополнение окружных комиссий получает глава облсовета, а участковых – мэр или глава райсовета. В силу этого "бютовцы" небезосновательно забеспокоились из-за состава комиссий на "чужой" территории: представители кандидата по той или иной причине выбывают из игры, вместо них "бреши" заполняются с подачи местной власти – и гарантированная паритетность превращается в весьма спорный момент. Правда, успеть воплотить в жизнь такой сценарий до второго тура крайне маловероятно, но ведь всегда остается возможность проведения третьего, да и на этих выборах история волеизъявлений не заканчивается… При этом стоит отметить, что подобный подход к заполнению комиссий отнюдь необязательно может быть игрой в одни ворота: кто в отдельно взятой местности при власти, тот и комиссии заказывает…
И еще одним принципиальным новшеством закона стало наделение избирательных комиссий высшего уровня правом принимать решения за комиссии уровня низшего - в случаях бездеятельности последних. Вообще-то, так можно делать и по нынешней редакции закона. Однако фишка в том, что теперь для этого не требуется наличие официальной жалобы на бездеятельность комиссии, что создает опасность повсеместного вмешательства высших комиссий в работу низших.
По сути, принятый Радой закон, с одной стороны, уменьшает опасность срыва выборов на большом количестве участков (скажем, "регионалы" всерьез опасались, что Тимошенко даст команду своим людям на юго-востоке в день выборов не участвовать в работе комиссий - а это автоматически приведет к срыву голосования); но с другой стороны, он создает огромное поле для масштабных фальсификаций и злоупотреблений, когда результаты выборов на том или иной участке могут определяться всего лишь... двумя членами избирательной комиссии (например, председателем, у которого - печать, и секретарем). Это позволило Юлии Тимошенко в экстренном обращении к народу безапелляционно заявить о том, что "честным выборам в Украине пришел конец". Премьер также призвала Ющенко срочно ветировать закон; в противном случае она будет считать его участником сговора с Януковичем, а также пригрозила "чрезвычайными мерами". Однако, учитывая, что за закон проголосовала в том числе "группа Кириленко" и карточка Петра Ющенко, Тимошенко вряд ли стоит ожидать от Виктора Андреевича помощи... Поэтому в четверг Тимошенко проведет встречи с зарубежными послами в Украине и иностранными журналистами, на которых попытается объяснить миру опасность принятого закона для честного голосования и наверняка попробует подготовить мировое сообщество к тому, что она может не признать официальные результаты второго тура.
Даже если отредактированная версия закона о выборах вступит в силу до второго тура, главной проблемой такого ближайшего времени останется, скорее, "безкворумье", чем вольный подход к заполнению комиссий. Некоторые парламентарии уже взялись рисовать яркие картины незавидного будущего. "Поймите, что у нас половина Украины будет иметь одного президента, а другая - другого", - предполагает нардеп-"нунсовец" Руслан Князевич, допуская, что мнения в "раздвоенных" комиссиях разделятся. Трудно назвать подобные перспективы определенно просматривающимися, но стоит ожидать, что такие новеллы при желании заинтересованных кругов могут поставить под "фальсификационное" сомнение результаты выборов на многих участках (Андрей Магера 3 февраля предусмотрительно уточнил, что признание выборы недействительными в целом закон пока не предполагает). В любом случае, стоит ожидать, что 7 февраля поле предвыборной битвы "переедет" именно в комиссии, значимость которых война за законопроект 6004 и продемонстрировала, где будущие бойцы уже выслушивают "инструктаж".
Ну а после 7 февраля... Вариантов много. Однако уже сейчас ясно, что Тимошенко почти загнана в угол: поддержки "младокандидатов" она не получила; сменить "прорегионального" главу Высшего административного суда, который уполномочен рассматривать все дела по выборам, ей не удалось; перешедшим на ее сторону губернаторам Днепропетровской и Харьковской областей выражено недоверие; новый закон практически не оставляет ей шансов хотя бы на призрачный контроль за выборами на юго-востоке; в парламенте практически создано большинство, которое не позволит ей остаться премьером после выборов. Ирония состоит в том, что загоняя Тимошенко в угол, Янукович может нарваться на свои самые сокровенные страхи и комплексы, среди которых первое место занимает Майдан...
http://podrobnosti.ua