Новый драконовский законопроект позволяет силовикам США «втихую» и без ордера собирать любую информацию о пользователях Сети
Палата представителей США с подавляющим перевесом в 288 голосов против 127 приняла один из самых противоречивых законов, ограничивающих право на приватность, – Акт о распространении и защите данных киберразведки (Cyber Intelligence Sharing and Protect Act — CISPA). Под «богоугодными» лозунгами борьбы с пиратством и терроризмом в Сети власти США получили законную возможность копошиться в любых базах данных, собирая всевозможную информацию о своих и иностранных гражданах, без каких-либо ордеров, разрешений и уведомления объекта слежки.
Законодательная власть США выбрала как нельзя более удачный момент для «протаскивания» законопроекта CISPA, который с момента внесения на рассмотрения в американский парламент в 2011 году вызывает солидарную протестную реакцию интернет-активистов и борцов за гражданские права. Во-первых, активистами уже подзабылась предыдущая, достаточно грубая, попытка протолкнуть первую версию «антипиратского» закона, нашумевшего тогда под аббревиатурой SOPA. Обозреватель Business Insider Майкл Келли считает, что власти выждали тайм-аут и цинично использовали отвлекающее общественное внимание «прикрытие» в виде бостонских терактов и позавчерашней катастрофы на химзаводе.
Примечательно, что текст теперь уже принятого закона написан сбивающим с толку юридическим эзоповым языком, а первая его половина сплошь состоит из бравурных лозунгов борьбы с «беззаконием» в Интернете и патриотической пропаганды. Однако дотошные правозащитники «перевели» текст на «человеческий язык» и с беспокойством обращают внимание на следующие постулаты:
• Принцип «Всё, что вы скажете, будет использовано против вас». Как поясняет Деклан Маккаллоу, редактор CNet, закон «уполномочивает федеральные агентства производить негласный поиск и сбор любых данных, извлекаемых из почтовой переписки и от интернет-провайдеров». Кроме этого, вся активность пользователя в Сети анализируется на соответствие неким «критериям преступного поведения», которые нигде не прописаны. • Провайдеры будут «стучать» на своих абонентов. Один из пунктов CISPA призывает телеком-операторов не ждать запроса от властей, а самим по собственной инициативе сообщать о «подозрительной активности». • Съём информации больше не требует ордера. Теперь силовым органам, чтобы снять у провайдера информацию о пользователе, достаточно только озвучить свои подозрения, не подкрепляя их какими либо санкциями судебной системы или разрешительными бумагами. • CISPA главенствует над другими законами. Принятый акт имеет верховенство над ранее принятыми законами, касающимися деятельности силовиков, гражданских свобод и процедур сбора личной информации. • Следить будут по всему миру. Положения закона не ограничиваются гражданами США – CISPA дает полномочия американским властям собрать информацию о пользователях сети, до кого только «дотянутся руки».
Закон вызывал протесты не только в рядах «хактивистов», но и среди законодателей США. Один из конгрессменов Алан Грейсон, член демократической партии из Флориды, безуспешно пытался внести поправку, обязывающую силовиков заручаться «ордером, выданным в соответствии с четвертой поправкой к Конституции» перед тем как «снимать» данные о гражданах. Как написал в свом твиттере Грейсон, сторонники законопроекта «не позволили даже начать обсуждение этой поправки».
Правозащитные организации, такие как Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) и Фонд Электронных Рубежей (EFF) утверждают, что принятый акт фактически узаконивает Большого Брата, позволяя легально собирать персональные данные «без какого-либо надзора за процессом [сбора] и в целях, никак не связанных с кибербезопасностью».
В данный момент подписанному закону предстоит пройти через Сенат, но американские политические обозреватели считают, что вероятность «заворачивания» CISPA президентом Обамой крайне низка и вступление закона в силу можно считать решенным вопросом. Это значит, что в ближайшее время на улицах по всему миру снова появятся люди в масках Гая Фокса. Ведь речь идет уже не о банальной защите медиа-индустрии от «пиратов», а о фактическом сворачивании базовых демократических свобод и превращении Сети в виртуальное полицейское государство.
|