Я должен успокоить всех, кто волнуется. Для ракеты, которая только что начала летать это хоть и неприятно, но, в общем, нормально. Аварии случаются, ракеты-носители - это экстремальные машины, на ранних этапах эксплуатации, нештатные ситуации вполне возможны. Это "детские болезни". Расспросите в МИИТе и Воткинске про Булаву, например. Да и знаменитая "семерка", эволюционировавшая в ракету-носитель "Союз" тоже начинала свою карьеру с длинной полосы аварий и неудач. Такова специфика этой технологии и этого бизнеса. С точки зрения рынка космических запусков – произошло вполне рядовое событие, которое мало на что повлияет. Страховка оплатит потери, и чуть подрастет страховая премия на следующий пуск, всё. Эти прописные, в общем-то, истины известные всем профессионалам. От Антареса НАСА не откажется. Про батут Рогозин пошутил неудачно, хотя "на верху", наверное, тогда это понравилось.
Что именно произошло покажет послепусковый анализ. При этом нужно понимать, что Антарес использует двигатели НК-33 российского производства, изготовленные в конце 60-х. В середине 1990х 36 НК-33 Россия продала в США, компани Rocketdyne-Aerojet, по $1,1млн за штуку. Они были протестированы и доработаны при российском участии до версии AJ26, которую, собственно, и устанавливают на Антарес. В апреле этого года один из трех AJ26 взорвался на стенде при проверочных испытаниях для установки на Антарес для майского пуска. Ракета использует два двигателя, оставшиеся два прошли тест нормально, были установлены, и пуск прошел успешно. Россияне, естественно, объявили "Пускнаш" на RT, хотя к нему Россия отношения не имела никакого. Ну теперь, наконец, в России прозвучало украинско-американская ракета Антарес. Нет худа без добра, и как там дальше по тексту в Золотом Ключике.
Вообще уровень российской пропаганды впечатляет. После аварии по российским форумам прошла волна комментариев о том, что к чему Украина не прикоснется – все разваливается. Может быть в России уже все думают одинаково, а может "вказівка" пришла из какого-нибудь штаба информационных войн. Кто знает, хотя лично я верю во второе. Россия старательно и с большими затратами обустраивается в роли врага в глазах украинцев. Так оно, кстати, и есть, просто не все до конца это осознали в Украине. Но вот ведь какая штука: больше половины российских ядерных боеголовок установлена на РН Р-36М (SS-18 по номенклатуре НАТО) разработанных, построенных, и обслуживаемых украинскими КБ Южное и Южмашем. Из этой мутной волны помоев на форумах вполне логичным будет вывод, что днепропетровские ракеты плохие, ненадежные, и созданный в Днепропетровске ракетно-ядерный щит СССР, на самом деле, просто блеф. Это, конечно, не так. Не хочу комментировать российские дела, после 20 лет усилий новая тяжелая ракета Ангара-А5 наконец планируется к пуску на декабрь. У нас же все в порядке. Южное работает, создает новую технику, и в цивилизованном мире пользуется вполне заслуженным высоким авторитетом. На самом деле перед ними нужно снять шляпу: они сохранили мировое лидерство в тяжелейших условиях после распада СССР, построили Морской Старт (нет в мире фирмы способной сделать что-то подобное, да еще в таких условиях), поставляют первую ступень для американского Антареса, и последнюю для европейской Веги. Не говоря уже об Алькантаре и о многом другом.
Возвращаясь же к теме пропаганды. Тут же, "в стык" по RT и другим каналам прошел сюжет об успешном запуске "грузовика" на Международную Космическую Станцию российской ракетой "Союз". С чем россиян можно и нужно поздравить. Но Росагитпроп как-то забыл упомянуть, что, например, система управления и контроля (т-е почти вся электроника) для "Союза" изготавливается на харьковском Коммунаре. Ни один "Союз" без нее не полетит к МКС. Не нужно плевать в соседский борщ на коммунальной кухне, господа пропагандисты.
Юрий Богданов