Заметки на все случаи жизни
(c) Serg
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Пятница
29.11.2024
01:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Разное

Как зарабатывают на госзакупках топлива?

Еврокомиссия наказала Украину за непрозрачность госзакупок. Теневые схемы чиновников уже лишили госбюджет 107 миллионов евро финансовой помощи, хотя Киев на словах соглашается с рекомендациями ЕС

Система непрозрачных государственных закупок нанесла ущерб не только бюджету Украины, но и её международному имиджу. 11 января Верховная Рада вывела из-под тендерной процедуры целый сектор экономики – энергетику. В ответ Еврокомиссия заморозила предоставление нашей стране финансовой помощи.  Украина не получит почти 107 млн. евро за то, что депутаты разрешили закупку электричества, тепловой энергии, природного и теплового газа в обход тендеров. Мотивировалось это тем, что некоторые экстренные закупки энергии в зимний период надо осуществлять спешно. По мнению же европейцев, такое решение фактически стало для Украины откатом назад в вопросе прозрачности госзакупок.

«Европейцев можно понять, – отмечает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар, – каждый год они выделяют деньги на совершенствование законов под стандарты ЕС. И когда на их же средства власть создаёт предпосылки для коррупции, терпение может лопнуть». Однако тут следует признать, что изменение закона фактически легализовало ситуацию, и так существующую на рынке: энергетическую продукцию, которую в большинстве своём контролирует ряд региональных частно-государственных монополий, в последнее время все бюджетные предприятия закупали у единого продавца. «В обычный год коррупция наносит по финансовому балансу «Нафтогаза» удар не меньший, чем долги неплательщиков», – отмечает ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко. Если это так, то ежегодно из НАК вымываются до 6–7 млрд. гривен.

Купи дороже

Схемы с госзакупками стандартны для всех сфер экономики, и нефтегазовая отрасль – не исключение. Последний яркий пример – закупка дизельного топлива по завышенной в полтора раза цене дочкой НАК – «Черноморнефтегазом» (см. справку).

«Схемы такие же, как везде. Только объём больше. Кто из неспециалистов знает реальную цену специфической гайки или датчика? – объясняет Фокусу человек, долгое время проработавший в системе «Нафтогаза». – На моей памяти были разные схемы. Иногда побеждала заранее согласованная компания, иногда та, которая предлагала наилучшие условия». Только вот после этого цена менялась по «объективным рыночным причинам». Например, как рассказал собеседник Фокуса, в 2004 году «Нафтогаз» закупил по минимальной цене партию тракторов. Но новые по накладным машины оказались подержанными. В общем, потом сумели нажиться и на их ремонте.

«Нафтогаз» – крайне закрытая организация. Когда-либо работавшие в этой структуре люди отмечают, что основной коммерческой тайной компании, к которой допущены единицы, являются первичные данные газового баланса, процедура его формирования и сведения о количестве и движении газа в хранилищах. Именно корректировка этих данных позволяет руководству госкомпании контролировать официальные и неофициальные финансовые потоки. Единственный скандал, связанный с этими нарушениями, отголоски которого проникли за стены НАК, случился в 2009 году. Очевидцы событий рассказывают о том, что Константин Ефименко, придя в госкомпанию «Укртрансгаз» (она занимается транспортировкой голубого топлива), обнаружил, что часть газа, предназначенного для поставки населению, компания «Черноморнефтегаз» продала ряду предприятий совладельца «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа. Оформлено всё это было, по данным тогдашних руководителей отрасли, задним числом, так что операция не была видна по балансу. Как раз в этот период Юлия Тимошенко вела активную войну против Фирташа. Поэтому из «Нафтогаза» был уволен замглавы правления Владимир Триколич, отвечавший за газовый баланс, а позже со своей должности слетел и руководитель «Черноморнефтегаза» (нынешний губернатор Киевской области) Анатолий Присяжнюк.

Практически все махинации с газом происходят по похожей схеме. Население платит за газ 725 грн. за тысячу кубов (до повышения 483), предприятия – почти 2000 грн.Интерес бизнеса – получить предназначенный населению газ. Долг газовика – помочь отечественному производителю за скромный (или не очень) откат.

Газовая пила

«Схемы в нашей отрасли с каждым годом становятся все запутаннее, – признаёт один из источников Фокуса. – В конце девяностых всё было просто: Бакай (экс-глава НАК в 1998–2000 гг. – Фокус) подписывал многомиллионное соглашение на «научные исследования». Потом, в 2000-х, все активно начали играть с коммерческими потерями. Дело в том, что за потери газа отвечает облгаз. Но раньше им разрешали компенсировать потери по ценам ниже отпускной цены газа для промышленности. Руководству облгаза было выгодно искусственно сформировать потерю, продать левый газ предприятию, отдать государству деньги за потери, а разницу положить себе в карман. С приходом в «Нафтогаз» Юрия Бойко (2002–2003 гг.) эту лазейку прикрыли, уравняв цены».

В сегодняшних схемах активно используются недостатки сети измерительных приборов и пробелы в нормативных актах. Начинается всё с основы – с добывающей вышки. «На отечественных нефтегазовых полях рядом могут стоять частная и государственная вышки, – рассказывает Фокусу один из бывших сотрудников газовой сферы. – Иногда они имеют общую трубу. А датчик один – на врезке в газотранспортную систему. Частнику интереснее добыть больше и продать газ заводу, тогда как государственному чиновнику, по большому счёту, до лампочки, получит ли население добытый им государственный газ. Вот они и договариваются, что в отчётах добыча госвышки будет занижаться, а добыча частника – завышаться. При этом и баланс соблюдён, и ничего не нарушено, ведь цифры не расходятся с показанием датчика. А прибыль потом делится».

Второй тип схем связан с облгазами. Формально их задача – обслуживание газораспределительных сетей и поставки газа населению, которое, по версии самих газовиков, платит плохо. Непонятно в таком случае, почему все частично государственные облгазы в стране контролируются крупным бизнесом. Истинный интерес владения облгазом в другом: это прямой контроль над газовым вентилем, измерительной системой и трубой. А значит, возможность гарантировать своим предприятиям бесперебойное снабжение голубым топливом, а при необходимости – не замечать потери газа. «На каждое предприятие, как правило, проведено два трубопровода – основной и опломбированный запасной, на котором зачастую не стоит датчик учёта. Предприятия попросту подключались к резервным линиям, снижая потребление газа по основной магистрали. И перед проверкой кто-то из руководства завода сам навешивал на линию пломбу», – говорит Фокусу бывший газовик.

Ещё одна распространённая схема – махинации с технологическим газом, который необходим для обеспечения работы системы. Облгазы закупают его дешевле, чем газ по тарифу для промышленных предприятий. И когда в область приезжает комиссия из НАК, с ней можно договориться и завысить объём необходимого технологического газа. Излишки топлива подлежат теневой реализации. «Многие схемы основываются на недостатках системы отчётности, – отмечает бывший сотрудник «Нафтогаза». – В НАК отчёты подаются в конце месяца. Соответственно, в середине можно манипулировать балансами, кому-то переправлять газ, где-то сокращать его потребление, закрывать недостачи авансовыми платежами, списывать на технические потери, в общем, главное – к концу месяца закрыть все дыры».

В любом случае, как утверждают многочисленные собеседники Фокуса, сведением всего газового баланса занимаются несколько высокопоставленных чиновников центрального аппарата НАК. Они не могут не замечать странности и некоторые несоответствия в работе газовой системы Украины. Однако по каким-то причинам точные факты о махинациях на газовом рынке скрыты в документах под грифом «Для служебного пользования».

 Фокус

Читаем еще в разделе "Новости":
[30.12.2009]
Сколько алкоголя в кефире? (0)
[15.02.2010] [Политика]
Депутаты проголосуют за перенос местных выборов 16 или 17 февраля, - Литвин (0)
[19.01.2010] [Столица]
Киевское метро будет и дальше катать милиционеров и налоговиков бесплатно (0)
[21.02.2010] [Политика]
Виктор Пинзеник выходит из партии Реформы и порядок (0)
Категория: Разное | Добавил: Serg_m (09.03.2011)
Просмотров: 1255 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Карта пробок
Пробки на Яндекс.Картах
Погода
Валюта и металлы
Курсы наличного обмена на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Все АЗС
Полезные странички
  • Кредит. Расчет
  • Читать, читать...
  • ООО "Масалет"
  • ПП "Автократ"
  • Видеопробки
  • Заправки WOG
  • Заправки ОККО
  • Дороги Украины
  • Дороги Navizor
  • Дороги Автострада
  • Кадастрова карта
  • Правозащитные организации
  • Автоподставы
  • Полезные ссылки
  • Площадь, расстояние на карте
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Категории раздела
    Разное [360]
    Прочие статьи, которые не выделены в отдельные темы
    Техника [39]
    Банковские вопросы [14]
    Статьи о банковской сфере, кредитах, депозитах, задолженностях, нормативных документах затрагивающих банковские дела
    Дети [41]
    Закон [20]
    Нормативные документы и ситуации
    Авто [150]
    Информация о автомобилях, автоправо, и прочее...
    Строительство [45]
    Статьи о строительстве, стройматериалах, технологиях, строительной технике, инструментах...
    Здоровье [102]



    Украинская Баннерная Сеть
    Copyright Serg © 2009-2024
    Яндекс цитирования Rambler's Top100