Фокус подсчитал, кто из украинских бизнесменов больше всех заработал на государственных закупках за последний год
Не всякий бизнесмен в Украине знает, что государство способно не
только брать, но и щедро отдавать. Однако десять участников нового
рейтинга Фокуса за минувший год получили из бюджета 36 млрд грн. и не
станут подвергать сомнению программные слова действующего президента об
улучшении бизнес-климата. Все они — победители крупнейших тендеров, а их
компании — исполнители самых значимых госзаказов в стране.
Проанализировав
публикации официального печатного органа «Вестник государственных
закупок», Фокус выяснил, кому посчастливилось получить подряды на сумму
более 50 млн грн. каждый с апреля 2011-го до мая 2012 года. Оказалось,
что многие счастливчики связаны с правящей Партией регионов и половина
из них имеют донецкую прописку. Четыре из десяти участников рейтинга
работают в угольной промышленности и энергетике. Двое занимаются
строительством, и столько же обслуживают железную дорогу. По одному
представителю рейтинга чемпионов госзаказа — из сельскохозяйственной
отрасли и коммунального сектора.
Освоение госбюджета с его
астрономическими суммами контрактов — не только сверхприбыльный бизнес
для основных финансово-промышленных корпораций страны, но и сладкий
коррупционный кусок для приближённых к власти бизнесменов. Этого не
отрицают сами чиновники во главе с Виктором Януковичем: по его оценкам,
из-за коррупции во время госзакупок Украина теряет около 7 млрд грн. в
год — почти столько же было выделено на повышение пенсий в рамках
президентских социальных инициатив.
Оппозиционные
политики ещё более категоричны: Арсений Яценюк считает, что «налево»
уходит половина из годового объёма госзакупок в 300 млрд грн.
Угольная пыль
Углепром,
традиционно лидирующий по объёмам госзаказа, представляет самую большую
обузу для бюджета страны. Из 200 работающих в Украине шахт 167
находятся в собственности государства, и большинство из них убыточны.
Каждый год государство выделяет миллиарды гривен на поддержку своего
угольного хозяйства — компенсирует разницу между высокой себестоимостью и
низкой закупочной ценой угля, выделяет деньги на модернизацию.
Благодаря этому растёт прибыль фирм, поставляющих оборудование шахтам,
например, Краснолучского машиностроительного завода, который
контролирует семья нардепа-регионала Александра Ефремова.
Государственные
вливания в углепром малоэффективны. «У нас дотируется большинство шахт,
но они всё равно показывают плохие результаты и требуют всё более
крупных дотаций из бюджета», — отмечает эксперт по энергетике Владимир
Сапрыкин.
Государственный оператор «Уголь Украины» через тендеры
скупает продукцию как у государственных шахт, так и у частных компаний,
выступающих в роли посредников. Прошлой весной контракты, «весящие»
почти по миллиарду гривен, получили Ассоциация финансовых, промышленных и
торговых предприятий «Донбасский расчётно-финансовый центр» и
«Луганская угольная компания», которые связаны со структурами старшего
сына президента Александра Януковича и нардепа-регионала Юрия
Иванющенко. Эксперты тогда недоумевали: откуда будут брать уголь
компании, не ведущие добычи. «Лишь создание рынка и продажа всего угля,
производимого в стране, на аукционе поможет избавить рынок от
посредников и сделать этот процесс максимально прозрачным», —
комментирует Сапрыкин.
А пока с помощью господдержки угольные
бизнесмены зарабатывают огромные деньги. По словам Михаила Волынца,
народного депутата от БЮТ, экс-председателя независимого профсоюза
шахтёров, строится этот бизнес на нелегальном угле, объём добычи
которого составляет около 5 млн тонн в год. «Затраты на производство
такого угля на 25% ниже — не платятся ни налоги, ни социальные
отчисления, а продаётся он с такой же себестоимостью, как и
государственный», — рассказывает Волынец.
Ещё
одна схема сверхприбыльных поставок состоит в том, что уголь
смешивается с породой и направляется на теплостанции под видом чистого
угля. По словам Волынца, железная дорога уже много лет возит на ТЭС
породу.
Крупнейший победитель тендеров на поставки угля для ТЭС —
компания ДТЭК, входящая в группу СКМ Рината Ахметова. Только за
последний год она заключила контракты более чем на 20 млрд грн. Впрочем,
как утверждает Михаил Волынец, это единственная компания, в которой не
используют нелегальные схемы, ведь в противном случае ДТЭК обкрадывала
бы сама себя. Компания не только добывает и обогащает уголь, недавно
Ахметов стал собственником самых крупных генерирующих компаний в Украине
— Востокэнерго, Днепроэнерго, Киевэнерго и Западэнерго.
Полная
приватизация углепрома и закрытие всех убыточных государственных шахт —
единственное, что сможет положить конец злоупотреблениям в этой сфере,
убеждены эксперты. Борьба же с угольной коррупцией с помощью
правоохранительных органов обречена на провал, поскольку проверить
расходы на производство угля сложно. А проверки подозрительных тендеров,
которые проводит прокуратура, не затрагивают крупных игроков. «Это
подходящий инструмент давления на людей, — подчёркивает Волынец. — Те,
кого втягивают в такие схемы, затем сделают всё, что от них требуются,
чтобы их не трогали: дадут деньги на выборы, будут участвовать в
фальсификациях и так далее».
Они дождались Евро
За
четыре года подготовки к европейскому чемпионату по футболу из бюджета
было выделено более 40 млрд грн. Эти средства в основном пошли на
строительство трёх стадионов, трёх аэропортов и реконструкцию дорог в
принимающих городах. Сопоставимую сумму — около $4 млрд потратило на
подготовку к чемпионату мира по футболу и правительство Южно-Африканской
Республики. Правда, там на эти деньги удалось возвести 10 стадионов, а
также обновить парк общественного транспорта и построить с нуля новые
дороги.
После прихода к власти Виктора Януковича ответственным за
распределение средств для Евро стал вице-премьер-министр и министр
инфраструктуры Борис Колесников. Из-за того, что времени на подготовку к
чемпионату было мало, в 2010 году Колесников добился принятия
специального закона, согласно которому все госзакупки, предназначенные
для Евро-2012, можно проводить без тендера, у одного участника. Так,
донецкая корпорация «Альтком» стала генподрядчиком сразу нескольких
ключевых объектов инфраструктуры чемпионата. За ней в рейтинге Фокуса с
большим отрывом идёт киевская строительная компания «Альтис-Холдинг».
Ещё
одной особенностью подготовки к чемпионату в Украине стало постоянное
завышение стоимости работ — или по причине подорожания стройматериалов,
или из-за возникновения неких проектных сложностей, о которых не было
известно изначально. Примечательно, что строительство стадиона
«Львов-Арена» подорожало на 378 млн грн. уже после сдачи объекта в
эксплуатацию.
«Это признак отмывания денег», — считает народный
депутат от БЮТ Остап Семерак, отслеживающий тендерную коррупцию. По его
словам, во Львове местные субподрядчики могли поучаствовать в
строительстве инфраструктуры Евро только при условии возврата 50% от
суммы контракта в виде отката. «Прокуратура уже начала проверку, и у
людей которые согласились на такие условия, будут проблемы», — уверяет
Семерак.
Впрочем, он сомневается, что верхушка тендерной мафии
понесёт наказание. Ведь закон о тендерах на госзакупки для Евро — не
указ. Также вряд ли придётся отвечать чиновникам, которые включили в
инфраструктуру, необходимую для Евро, объекты, вообще не имеющие
отношения к футболу, — например, строительство пяти ледовых стадионов и
аэропорта в Черкасской области. По словам депутата, под горячую руку
попадут лишь мелкие бизнесмены, не имеющие покровителей во власти. Но
главное — на этой показательной порке неплохо заработают работники
прокуратуры, которые займутся проверками «евромелочи», не отвлекаясь на
новые тендерные махинации.
ДТЭК (Донбасская топливно-энергетическая компания)
Сумма контрактов: 21 млрд грн.
Предмет тендера: поставки угля для ТЭС
Владелец: Ринат Ахметов, народный депутат от Партии регионов
Контракты
на поставку угля между ДТЭК и крупнейшими энергогенерирующими
компаниями — «Востокэнерго», «Днепроэнерго», «Киевэнерго» и
«Западэнерго» — вывели её на первое место в рейтинге. Но теперь ДТЭК
можно причислять к сфере госзакупок лишь условно. В течение прошлого и
нынешнего года Ринат Ахметов выкупил государственные доли этих компаний,
и ДТЭК стала вертикально интегрированным холдингом, который сам
добывает уголь, перерабатывает его в электроэнергию и поставляет
потребителям. Остаётся лишь жалеть, что Ринат Ахметов не сможет выкупить
у государства ещё и все проблемные шахты, что сэкономило бы госбюджету
десятки миллиардов гривен.
Помимо ДТЭК, в госзакупках активно
участвуют и другие подразделения СКМ — «Метинвест», поставивший в
прошлом году рельсы для железных дорог почти на 300 млн грн., и холдинг
«Горные машины», продающий оборудование на государственные шахты.
«Альтком»
Сумма контрактов: 4,6 млрд грн.
Предмет тендера: строительство объектов Евро-2012
Владелец: донецкий бизнесмен Александр Тисленко и депутат Донецкого горсовета от Партии регионов Сергей Павличев
До
2010 года мало кто знал о существовании корпорации «Альтком» — она
запомнилась лишь участием в строительстве автобана Киев — Одесса. Но
после назначения Бориса Колесникова «главным по Евро-2012» и появления
закона о проведении госзакупок для чемпионата без тендеров, «Альтком»
стал главным подрядчиком стройки века. Наиболее масштабные проекты
компании — стадион «Львов-Арена», аэропорты во Львове и Донецке. Каждый
из этих объектов обошёлся бюджету в несколько миллиардов гривен. Неплохо
заработал «Альтком» и на реконструкции дорог. Общая сумма подрядов
«Дорожного строительства «Альтком» за два последних года превысила 2
млрд грн. В частности, компания строила автотрассы Львов — Краковец и
Запорожье — Донецк. Некоторые политики считают причиной такого успеха
«Альткома» то, что его настоящие собственники сидят в правительстве. Но в
компании это опровергают и называют своими владельцами Александра
Тисленко и Сергея Павличева.
«Хлеб Инвестбуд»
Сумма контрактов: 2,5 млрд грн.
Предмет тендера: поставки зерновых
Владелец: 49% компании принадлежит государству, 51% — у ООО «Каласар», которым владеют частное лицо и офшорная структура
Всего
за один год работы компании «Хлеб Инвестбуд» удалось перевернуть с ног
на голову весь рынок зерна в Украине. Благодаря поддержке министра
аграрной политики Николая Присяжнюка компания умудрилась оттеснить
крупнейших экспортёров и получить львиную долю квот на вывоз зерна.
Кроме того, «Хлеб Инвестбуд» стала монопольным посредником при закупке
зерна между аграриями и Аграрным фондом. Когда в Украине возник дефицит
гречки, именно «Хлеб Инвестбуд» импортировала крупу из Китая. Огромные
преференции, полученные зернотрейдером, возмутили аграриев, и они
попросили Николая Азарова проверить его деятельность. Вскоре после этого
Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении чиновников
Аграрного фонда, заключивших с неким предприятием в 2011 году договор на
закупку зерна на 1,5 млрд грн. по завышенной цене и нанёсших
государству ущерб в 340 млн грн. И хотя название компании ГПУ раскрыть
отказалась, вариантов немного — в 2011 году такие крупные контракты
Аграрный фонд заключал лишь с компанией «Хлеб Инвестбуд».
«Укрпостач-Нафтотрейд»
Сумма контрактов: 2,7 млрд грн.
Предмет тендера: поставки дизельного топлива для железной дороги
Владелец: Кипрская OWG Oil West Limited, связанная с корпорацией «Континиум» Игоря Еремеева
Хоть
Игорь Еремеев и ушёл из политики пять лет назад, бывший соратник
Владимира Литвина продолжает с лёгкостью выигрывать тендеры. Его
«Золотой экватор» заправляет машины МВД, а луцкая фирма
«Укрпостач-Нафтотрейд» за прошедший год поставила для «Укрзалізниці»
топлива более чем на 2,5 млрд грн. В прошлом году тендерная активность
Еремеева даже привлекла внимание прокуратуры. В офис торгового дома
«Континииум-Галичина» нагрянули сотрудники СБУ, расследующие дело о
закупке чиновниками «Укрзалізниці» дизельного топлива на подконтрольном
Еремееву Херсонском НПЗ по завышенной цене. А в мае дела у Еремеева
пошли ещё хуже: суд арестовал счета группы «Континиум» из-за проблемной
задолженности банку «Форум».
Торговый дом «Укртранс»
Сумма контрактов: 1,9 млрд грн.
Предмет тендера: запчасти для вагонов
Владелец: учредитель — ООО «Акватория тур плюс»
Бизнес-интересы народного депутата Антона Пригодского, имя которого
связывают с «Акваторией тур плюс», давно лежат в сфере железнодорожных
перевозок. В зону его контроля входит «Попаснянский вагоноремонтный
завод» и крупнейший частный железнодорожный перевозчик компания
«Лемтранс». Также компания, причастная к Пригодскому, была основателем
Торгового дома «Укртранс», за последний год выигравшего несколько
тендеров «Укрзалізниці» почти на 2 млрд грн. Кстати, нынешний
руководитель государственной железнодорожной компании Владимир Козак
несколько лет назад работал генеральным директором «Лемтранса».
Луганская угольная компания
Сумма контрактов: 949 млн грн.
Предмет тендера: поставки угля
Владелец: недиверсифицированный венчурный фонд «Новые технологии», глава — Иван Аврамов
Прошлой весной, когда государ-
ственный
оператор «Уголь Украины» распределял заказы среди преимущественно
государственных шахт, Луганская угольная компания, которую связывают с
таинственным нардепом-регионалом Юрием Иванющенко и его партнёром Иваном
Аврамовым, неожиданно получила крупный контракт почти на миллиард
гривен. Победить в тендере компании, которая много лет оказывает
госшахтам услуги по обогащению угля, не помешал даже тот факт, что она
угодила в процедуру банкротства. Благодаря этому компания теперь сможет
не отдавать долги кредиторам, среди которых и ГП «Уголь Украины».
Ассоциация финансовых, промышленных и торговых предприятий «Донбасский расчётно-финансовый центр»
Сумма контрактов: 949 млн грн.
Предмет тендера: поставки угля
Владелец: Sarone Holdings Limited, Британские Виргинские острова
ДРФЦ
— вторая частная компания, которой прошлой весной удалось заключить
контракт с ГП «Уголь Украины» почти на миллиард гривен. В начале 2000-х
годов эта компания входила в бизнес-группу нардепа от ПР Эдуарда
Прутника. Но несколько лет назад ДРФЦ якобы вышла из-под его влияния,
параллельно начала активно покупать доли в государственных шахтах и
стала собственником нескольких крупных угольных предприятий —
Центральной обогатительной фабрики «Калининская», Центральной
обогатительной фабрики «Узловская», Донбасского обогатительного
комбината. Народный депутат Михаил Волынец связывает ДРФЦ со старшим
сыном президента Александром Януковичем. Среди других компаний
Януковича-младшего, часто выигрывающих тендеры, — Всеукраинский банк
развития, предоставляющий кредиты различным госструктурам.
«Индекспром»
Сумма контрактов: 590 млн грн.
Предмет тендера: поставка оборудования для шахт
и запчастей к нему
Владелец: Наталья Ефремова
У
компании «Индекспром», которая владеет Краснолучским машиностроительным
заводом, нет проблем со сбытом продукции. Ведь она регулярно выигрывает
тендеры на поставку оборудования и запчастей для государственных шахт,
как и компания «ДС-8», основанная Игорем Ефремовым, сыном главы фракции
Партии регионов Александра Ефремова. Народные депутаты от оппозиции
считают, что лидер регионалов пользуется своим весом и положением во
фракции для укрепления семейного бизнеса. Например, в конце прошлого
года с подачи Партии регионов был принят законопроект, направляющий
дополнительные доходы госбюджета в размере 1,5 млрд грн. на
переоснащение шахт — подобные вливания как раз и обеспечивают стабильный
спрос на продукцию Краснолучского машзавода.
«Газ-Трейд-Ойл»
Сумма контрактов: 887 млн грн.
Предмет тендера: поставка газа Донецкоблгазу
Владелец: Ярослав Ворощук из села Ныжнив Ивано-Франковской области и Анатолий Мифтахов из Житомира
Этой
зимой Донецкоблгаз за два тендера умудрился раздать почти 1,5 млрд
государственных средств. 887 млн грн. ушло никому не известной фирме
«Газ-Трейд-Ойл» с уставным капиталом всего 40 000 грн. Причём газ был
продан по цене $526 за тысячу кубометров, в то время как госкомпания
«Нафтогаз Украины» продавала его на $33 дешевле. Почему Донецкоблгаз,
одним из акционеров которого является «Нафтогаз», не заключил контракт
напрямую с родственной структурой, остаётся загадкой. Примечательно, что
на следующий же день после первого тендера Донецкоблгаз отдал ещё 559
млн грн. фирме «ТД Евротрубпласт» за пластиковые трубы. Директор этой
компании Игорь Стрелец ранее трудился в «Нафтогазе».
В
разгар финансового кризиса Александру Глимбовскому удалось поправить
дела компании благодаря государственным заказам. Поэтому его
«Альтис-Холдинг» даже в тяжёлых для строителей 2009—2010 годах показывал
прибыль. Загрузку компании в прошлом году обеспечило участие в
строительстве нового терминала аэропорта во Львове, зала официальных
делегаций и перрона для нового терминала киевского аэропорта Борисполь.
Общая сумма государственных инвестиций в эти объекты составила 1,8 млрд
грн. Глимбовскому нравится иметь дело с государством, поскольку оно не
вмешивается в работу генподрядчика, контролируя всё и вся, как это
делает частный инвестор.
Ольга Вальчишена, Фокус