Сегодня день авиации и космонавтики, который
ежегодно
празднуется 12 апреля.
Основоположником современной космонавтики
считается Константин Эдуардович Циолковский, который обосновал
вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости
использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.
Родился
Циолковский 5 сентября 1857 в Ижевском Рязанской губернии (Российская
империя). Начальным образованием получил от матери.
В возрасте
девяти лет впервые начинает проявлять интерес к мастерству. В 1869 году
Костя поступил в первый класс мужской Вятской гимназии. Учёба давалась с
большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие.
Во
втором классе Костя остался на второй год, а с третьего (в 1873 году)
последовало отчисление с характеристикой «… для поступления в
техническое училище». После этого Константин Эдуардович уже никогда и
нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно.
Приобщившись
к техническому и научному творчеству самостоятельно изготовил
астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и
локомотивы. Устройства приводились в движение спиральными пружинами,
которые Константин извлекал из старых кринолинов, покупаемых на рынке.
Увлекался фокусами и делал различные ящики, в которых предметы то
появлялись, то исчезали.
В июле 1873 года отец отправил
Константина в Москву, где продолжил образование самостоятельно. За
первый год жизни в Москве Циолковским изучены физика и начала
математики. В 1874 году Чертковская библиотека переехала в здание
Румянцевского музея, вместе с ней перешёл на новое место работы и
Николай Фёдоров. В новом читальном зале Константин изучает
дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру,
аналитическую и сферическую геометрию. Затем астрономия, механика,
химия. За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а
также значительную часть университетской. С полученными знаниями
Константин уже вполне мог начать самостоятельную работу в провинции, а
также продолжать своё образование за пределами Москвы.
Осенью 1876 года вернулся домой в Вятку. После возвращения домой начал
давать частные уроки по физике и математике. Проявив себя талантливым
педагогом, в дальнейшем не имел недостатка в учениках.
При ведении уроков Циолковский применял собственные оригинальные методы,
главным из которых была наглядная демонстрация — делал бумажные модели
многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил
многочисленные опыты на уроках физики.
В 1878 году вся семья
Циолковских вернулась в Рязань. Прошёл медицинскую комиссию и был
освобождён от воинской службы из-за глухоты. Осенью 1879 года в Первой
губернской гимназии Константин Циолковский держал экзамен экстерном на
уездного учителя математики.
Успешно сдав экзамен, Циолковский получил направление от Министерства
просвещения в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы, на свою
первую государственную должность.
В Боровском уездном училище Циолковский продолжал совершенствоваться как
педагог: преподавал арифметику и геометрию. После занятий в училище и
по выходным Циолковский продолжал свои исследования дома: работал над
рукописями, делал чертежи, ставил эксперименты.
27 января 1892 года директор народных училищ Д. С. Унковский обратился к попечителю Московского учебного округа с просьбой перевести «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» в уездное училище города Калуги. Циолковский продолжил свои работы по аэродинамике и теории вихрей в различных средах, а также ожидал издания книги «Аэростат металлический управляемый» в московской типографии. В Калуге Циолковский прожил 43 года.
В скромном деревянном домике, расположенном вблизи Оки по улице Циолковского, 79 находится мемориальный Дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского.
В этом доме К. Э. Циолковский жил и трудился 29 лет. Тут им было написано большое количество работ по многим научным и техническим вопросам, в том числе по воздухоплаванию, авиации, космонавтике, ракетодинамике, биологии, геологии, астрономии, языкознанию, философии. Циолковский приобрел этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьезно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет ученого, и веранда, где была устроена его мастерская. Спустя ровно год после смерти Циолковского, 19 сентября 1936 года в доме был открыт музей. Первая экспозиция носила научно-мемориальный характер. Она рассказывала о наиболее важных направлениях творчества ученого. Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным ученого удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог. За последние десятилетия музей снова стал более «документальным», чем был в первые годы после открытия. В мемориальном доме почти полностью воссоздана бытовая обстановка, в которой жил и трудился Константин Эдуардович. Большая заслуга в восстановлении подлинных интерьеров принадлежит внуку ученого, хранителю музея, заслуженному работнику культуры РСФСР Алексею Вениаминовичу Костину. В доме-музее всего 8 маленьких залов, один из них Вводный, биографический, а 7 — чисто мемориальные.
На улице Королёва, 2 находится первый в мире и России Музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина.
13 июня 1961 Ю.А.Гагарин заложил первый камень в фундамент здания будущего музея. Музей был открыт для посетителей в 1967 году. В 1960 году музей был определен научно-методическим центром по координации деятельности музеев СССР космического профиля, а в 1979 году получил статус научно-исследовательского учреждения. В 1993 году Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского был отнесен к крупнейшим культурно-просветительным учреждениям, имеющим особенную общественную значимость. В куполе музея открыт для посещений действующий планетарий.
Возле музея на железнодорожной платформе находится полноразмерный макет самого "Востока-1″, на котором летал в космос Юрий Гагарин.
Экспозиции музея очень обширна, начинается от первых попыток
человечества завоевать воздух и заканчивается триумфом советской
космонавтики. Музейные экспонаты раскрывают историю воздухоплавания,
авиации, ракетно-космической техники. Представлено
научное наследие Константина Эдуардовича Циолковского. Представлены
образы техники будущего (самолёт, дирижабль, ракета, эфирные поселения),
обоснованные учёным. В залах музея можно познакомиться с отечественной
историей практической космонавтики, от первого искусственного спутника
Земли до современных долговременных орбитальных станций. Это история
становления ракетной техники в СССР, исследование Луны и планет
Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций. Это
пилотируемая космонавтика от "Востока" до "Бурана". Это история
ракетоносителей и коллекция ракетных двигателей. Коллекция
представлена средствами выведения космических
летательных аппаратов (ракеты, ракетные двигательные установки),
космическими летательными аппаратами, оборудованием космических
летательных
аппаратов (датчики с измерительных приборов, космические инструменты и
технологические установки для получения различных материалов в условиях
космического полета), средствами жизнеобеспечения космического полета
(полетные костюмы и скафандры, приборы обеспечения регенерации
атмосферы, подогреватели пищи, массметр, емкости для хранения воды и
т.д.). В музее экскурсоводы расскажут о экспонатах много
интересного, покажут придуманный Циолковским искусственный спутник
(никогда не запущенный), первые реальные спутники, обгоревший
спускательный аппарат, в котором Гагарин вернулся на Землю, и многое
другое. Специфика этого собрания состоит в том, что подлинники, как
правило, остается на орбитах. Особую ценность поэтому имеют те
немногочисленные подлинные экспонаты, которые побывали в полете:
спускаемый аппарат космического корабля "Восток-5", спускаемый аппарат
космического корабля "Союз-34", полетные костюмы космонавтов и др.
Автоматическая
станция "Луна-9" и ее отстреливаемый "научный отсек". Была
предназначена для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны с
целью получения телепанорамы лунной поверхности и проведения научных
исследований. Станцией "Луна-9" были установлены рекорды,
зарегистрированные и подтвержденные дипломами: - мировой рекорд
наибольшей массы, доставленной на поверхность Луны автоматической
станцией, в классе "С"; - мировой рекорд продолжительности активного
существования на лунной поверхности в классе "С". В музее луноход стоит не на колесах, а на
домкратах-подставках. Колеса лунохода не предназначены для земного
тяготения и просто-напросто сомнуться под тяжестью машины. А при
проведении испытаний, луноход ходил подвешенный на тросах, в результате
чего моделировалось лунное притяжение. "Луна-21"
был предназначен для доставки на поверхность Луны СА "Луноход-2" и
проведения научных исследований на лунной поверхности. "Луна-21" по
конструкции, составу оборудования и служебных систем аналогична
"Луна-17" (доставившей "Луноход-1"). Изменения коснулись лишь самого
лунохода. На "Луноход-2" были установлены 2 доработанных
аккумулятора. Кремниевые фотоэлементы солнечной батареи были заменены
фотоэлементами из арсенида галлия. Была установлена усовершенствованная
система управления. По просьбе экипажа была установлена 3-я верхняя
телекамера на выносной штанге на уровне роста человека, что улучшило
обзор во время движения. Состав научной аппаратуры также претерпел
изменения. Был установлен французский уголковый отражатель с крышкой, а
также фотоприемник наземного лазерного пеленгатора "Рубин-1". На
луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг
СССР, вымпелы с барельефом В.И. Ленина, изображением Государственного
герба СССР и надписью "50 лет СССР". "Луна-21" была запущена
08.01.1973. 16.01.1973 в 01:35 "Луна-21" совершила посадку на восточной
окраине Моря Ясности, внутри кратера Лемонье с координатами точки
посадки 26°03`с.ш. и 30°22`в.д. В 4:14, после осмотра местности,
"Луноход-2" съехал с посадочной ступени на поверхность Луны и приступил к
выполнению программы научно-технических исследований и экспериментов. В связи с выходом из строя навигационной системы экипажу
пришлось ориентироваться по окружающей обстановке и Солнцу. Благодаря
опыту, приобретенному при управлении 1-ым луноходом, средняя скорость
движения "Лунохода-2" значительно превышала среднюю скорость
предшественника: 340 м/ч против 140 м/ч, а пройденное расстояние за
лунный день доходило до 16,5 км. На 5-й лунный день, 9 мая 1973,
луноход, пытаясь выбраться из кратера, "зачерпнул" тарелкой солнечной
батареи пыль со стенки кратера. Этого бы не произошло, если бы одна из
телекамер располагалась сзади. В результате пыль налипла и на солнечную
батарею, и на радиатор-охладитель. За счет запыления солнечной батареи
упал зарядный ток, а из-за того, что пыль попала на радиатор, нарушился
тепловой режим: за сутки температура в отсеке выросла до +47°С. В
последний раз телеметрическая информация была принята с "Лунохода-2" 10
мая 1973. Тем не менее программа полета АС "Луна-21" и СА "Луноход-2"
были успешно выполнены. Станцией "Луна-21" и "Луноходом-2" были
установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами: -
мировой рекорд общего расстояния, пройденного самодвижущимся аппаратом
класса "С" на поверхности Луны; - мировой рекорд максимальной массы
автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны.
Автоматическая
станция "Луна-24" была предназначена для посадки на Луну,
взятия лунного грунта с глубины до 2,5 м и доставки его на Землю.
Главным результатом полета "Луны-24" стала доставка на Землю образцов
лунного грунта массой 170 грамм, при этом номинальное погружение буровой
коронки в грунт соответствовало 225 см, а фактическая длина колонки
составила около 160 см.
|