Штатные автомобильные ремни для маленьких
пассажиров велики и потому опасны. Именно поэтому в большинстве стран
обязательны специальные удерживающие устройства, которые в обиходе называют
детские кресла. После их введения, например, в Германии детская смертность в
авариях снизилась в 3,5 раза.
ОТ МЛАДЕНЦА ДО ЮНИОРА
В зависимости от возраста и веса ребенка кресла
делят на четыре класса. В группы «0» и «0+» входят люльки, где младенец
полулежит лицом против движения машины. По исследованиям ADAC, такое положение в
пять раз безопаснее, чем по ходу: перегрузка в направлении «грудь-спина»
переносится гораздо легче, вес распределяется по всей площади спинки. Кроме
того, у младенца голова достигает 25% массы тела, тогда как у взрослого около 6%
– представьте себя в 20-килограммовом шлеме, да еще при 30-кратной
перегрузке!
Люльки можно устанавливать как на заднем сиденье,
так и на переднем, но только если автомобиль не оборудован фронтальной подушкой
безопасности! Или она отключается – иначе, сработав, подушка может покалечить
малыша. Задействовать потенциально опасное переднее кресло разрешено лишь по
одной причине – здесь за младенцем легче присматривать маме-водителю. Или
папе.
Ранее против хода иногда устанавливали и кресла
группы «1», но все современные модели старших групп ориентированы лицом по ходу
автомобиля, иначе подросшие дети просто не хотят в них сидеть. Такие кресла
устанавливают только на задних сиденьях и обычно крепят штатными трехточечными
ремнями автомобиля. Недостаток такого решения – при аварии кресло достаточно
сильно, до натяжения ремня, сдвигается вперед, совершая сложное вращательное и
поперечное движение.
В отличие от встроенных трехточечных ремней
группы «0», в группах «1» и «2» используют пятиточечные; во всех случаях есть
быстродействующий центральный замок, система подтягивания, предусмотрено
несколько положений плечевых ветвей по высоте. В группе «3», а иногда «2» и даже
«1» ребенка вместе с креслом пристегивают автомобильным трехточечным ремнем –
это решение проще, обеспечивает лучшую продольную фиксацию, но меньшую площадь
опоры и пригодно для уже окрепших детей.
Наиболее надежна система «Изофикс» (Isofix),
позволяющая жестко крепить детское кресло к кузову автомобиля.
БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМФОРТ
Эти понятия находятся в определенном противоречии
– сравните узкую жесткую «лодочку» гоночного автомобиля и мягкий диван лимузина.
Недооценивать удобство не стоит – ведь если ребенок не захочет сидеть в неважном
кресле или вам надоест заумный замок, то самая безопасная модель поедет
бесполезным грузом в багажнике…
Один из вариантов сиденья группы «3», а иногда и
«2» – бустер, то есть пенопластовая подушка в чехле, которая лишь позволяет
усадить ребенка повыше, чтобы правильно расположить штатный ремень (на плече, а
не шее). К слову, в Правилах нет точного определения «специального детского
удерживающего устройства», зато туманно упоминается об «иных средствах», так что
в крайнем случае подросшее чадо можно усадить на плотную подушку, сложенное
одеяло в чехле или что-либо подобное.
Кроме специализированных кресел, широко
распространены универсальные, объединяющие две и даже три группы. Обычно их
можно регулировать, отсоединять спинку, а иногда это настоящие трансформеры,
растущие вместе с ребенком. Такое кресло дешевле нескольких специализированных,
но излишней универсальностью увлекаться не стоит – самым маленьким и самым
большим в нем не всегда удобно. Тенденция последнего времени – использовать
платформу или съемное основание, которое почти постоянно находится в машине.
Кресло или люльку устанавливают на них с помощью быстродействующих замков без
лишней возни с ремнями.
Сегодня выбор детских кресел и аксессуаров к ним
очень велик. Только в Европе выпуском заняты полтора десятка компаний, и
большинство представлено в России. Национальных норм безопасности для этих
изделий у нас пока нет, но на всех «европейцах» есть значок сертификации по
правилам ЕЭК ООН R44.
Разброс цен на детские кресла значителен – от 1,5
тыс. руб. за простенький бустер до 30 тыс. руб. за навороченную модель из
натуральной кожи. Наиболее же востребованы модели в диапазоне 4–6 тыс. руб. –
вполне можно подобрать кресло любой группы. Что мы настоятельно советуем сделать
– ведь смолоду нужно беречь не только честь, но и жизнь.
КАК ВЫБИРАТЬ?
1. Выбирая кресло, прислушайтесь к мнению ребенка
– оно должно ему нравиться и быть удобным.
2. Проверьте удобство и
легкость регулировок кресла, а также четкость срабатывания замка и системы
подтягивания ремней.
3. Установите кресло в машину и сильно подергайте
вперед и в стороны – при срабатывании инерционного замка на автомобильном ремне
кресло не должно смещаться вперед больше чем на 10–15 см или заметно наклоняться
набок.
4. Дополнительная передняя опора в большей степени нужна при
фиксации кресла автомобильным трехточечным ремнем.
Группы детских
удерживающих устройств:
«0» – 0–10 кг (от рождения примерно до 9
месяцев);
«0+» – 0–13 кг (от рождения до 18 месяцев);
«1» – 9–18
кг (от 8 месяцев до 4 лет);
«2» – 15–25 кг (от 3 до 7 лет);
«3» –
22–36 кг (от 5 до 12 лет).