Программные инструменты для коррекции вокальной партии могут значительно изменить запись голоса:
от незаметной корректировки высоты тона, до полного искажения вокальной
партии и придания голосу неестественного окраса.
Эффект Auto-Tune, позволяющий корректировать непопадание в ноты
вокалистом, получил широкую известность в 1998 году - после того как Шер
использовала его при записи песни "Believe". Позже им пользовались
многие известные исполнители, включая Канье Уэста, Леди Гагу и Кристину
Агилеру. В то же время, некоторые музыканты открыто выступали против
использования эффекта, заявляя, что слабые вокалисты прикрывают
"автотюном" свою несостоятельность.
Я хочу подискутировать
на тему использования инструментов автокоррекции голоса (оригинала от
Antares, или его бесплатного аналога GSnap) ниже. Но для начала, я хотел
бы проиллюстрировать неправильное применение этой обработки и эффектов,
которых мы обычно пытаемся избежать.
Итак, 10 Примеров Злоупотребления автотюном:
Скачать mp3 (3Мб)
Если вы не знакомы с Autotune и, особенно, если вы слушаете много
популярной и коммерческой рок музыки, вы могли бы не услышать этот
эффект первоначально. Излишняя обработка создаёт эффект неестественного
йодля* или трели голоса. Но
звук является настолько банальным в современной коммерческой музыке, что
ваши уши, вероятно, не замечают обработки, принимая это как
естественную манеру пения!
Ниже перечислены песни и конкретные слова с черезмерной обработкой, чтобы вы могли легко найти их в аудиозаписи:
Dixie Chicks - The Long Way Around - заметно на словах "parents” и "but I”
T-Pain - I’m Sprung - очевидна обработка на "homies” и "lady”
Avril Lavigne - Complicated - послушайте "way”, "when”, "driving” и "you’re”
Uncle Kracker - Follow Me - здесь изменена практически вся вокальная партия, особенно заметна обработка на слове "goodbye”
Maroon 5 - She Will Be Loved - послушайте "rain” и "smile”
Natasha Bedingfield - Love Like This - "Apart” и "life”
Sean Kingston - Beautiful girls - "OoooOver” это не человеческий голос
JoJo - Too Little Too Late - выделяется слово "problem”
Rascal Flatts - Life is a Highway - все партии, основной и фоновый (back) вокал обработаны, в частности "drive”
New Found Glory - Hit or Miss - "Thriller”, и каждый раз, когда Jordan поёт "I”
Эффект Шер (Cher)
Когда обработка очевидна на слух, Autotune производит то, что многие
называют как "Эффект Шер”, названный за её голос, звучащий в песне Believe.
Мы назвали эффект как ученые, называющие новую болезнь в честь ее
первой жертвы. С жёсткой обработкой, вокальный трек кажется
синтетическим, с неестественно звучащими нотами.
Но не вся коррекция вокала является настолько явной. В примерах выше,
сложнее услышать действие эффекта у Uncle Kracker и Avril, чем у T-Pain
и Bedingfield.
Используем со вкусом
Как и с любым инструментом, немного аккуратности может привести к
превосходным результатам. Вот некоторые простые вещи, которые нужно
иметь ввиду, используя инструменты исправления высоты звука:
Работайте: следует помнить, что если вы не можете
спеть песню должным образом, никакая постобработка не заставит ваш голос
звучать хорошо. К коррекции желательно прибегать лишь в том случае,
если, предположим, вам нравится подача и характер голоса, но есть
небольшие огрехи в высоте нот. В любом случае, переписать партию или её
часть - более удачное решение (в плане звучания), нежели какая-либо
обработка впоследствии.
Меньше-лучше: чем меньше нот будет подвергнуто
обработке, тем менее заметна коррекция. Рассмотрите вариант с
автоматизацией плагина: таким образом, обработка будет задействована
только по необходимости.
Графический способ: если ваше программное
обеспечение предлагает графический способ редактирования партий
(например, программы Antares Autotune или Melodyne), узнайте, как
работать с этим. "Авто” способы по умолчанию хороши для элементарных
исправлений, но часто создают эффект пения йодлем.
Бэки: в большинстве случаев, вы можете избежать коррекции вокала заднего плана (бэков), сосредоточившись на основном (lead).
Это устарело: жесткая обработка вокала
«vocoder-style» устарела и граничит с пошлостью. Синтетически звучащий
вокал означает, что песня как бы прибыла с определенной эры, это
примерно так же, как гейтированная реверберация на барабанах немедленно
перемещает песню в 80-е годы. Помните: если вы сделаете коррекцию
очевидной, люди будут говорить, что в вашей песне использован "эффект
Шер”. И пусть это будет руководством к действию.
Убедитесь, что это необходимо
Первое, что приходит в голову, это два трека: Snoop’s Sensual Seduction (из-за статьи - размышления Anil Dash на тему аналогового вокодера) и Love Like This
в исполнении Natasha Bedingfield, которую я услышал по радио. В первом,
autotune - явно трюк. Но каждый раз, когда я слышу песню Bedingfield, я
поражён одним и тем же: почему применяют это к ее голосу?
Она - фантастическая певица, и когда вы слышите её песню без сраного «автотюна», трудно воспринимать радио-сингл серьезно…
И это урок для домашних звукооператоров (даже для тех из нас, кто не
пишет поп-музыку), который повторяет одно из основных правил
микширования: если эффект значительно изменяет звук трека, особенно если
это такой важный элемент как ведущий вокал - убедитесь, что изменение
улучшает песню, прежде, чем пустить это в микс.
* Йодль - манера пения,
характеризуемая быстрым переключением между фальцетными и грудными
звуками. Яркий пример пения йодлем - вокалистка группы Cranberries.
Автор: Des McKinney.