Заметки на все случаи жизни
(c) Serg
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Суббота
27.04.2024
04:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Дети

Как лечить гиперактивных детей?

За год украинских детей с диагнозом «гиперактивность» стало на четверть больше. Врачи с готовностью назначают им психотропные препараты

Белокурая девочка лет десяти вбегает в комнату, хватает со стола мой блокнот и немедленно подбрасывает до потолка. Через полсекунды туда же отправляются две шариковые ручки. Прежде чем начать собирать страницы разлетевшегося блокнота, едва успеваю перехватить диктофон и телефон.

«Маша, пожалуйста, не делай так», –  ласково просит девочку подбежавшая мама. Дело происходит в киевском центре «Школа життя» для детей с особенностями в развитии.

Мысль о невоспитанных детях возникла бы у 95% украинцев, ставших свидетелями такой сцены, происходящей где-то на улице. Остальные, возможно, знают, что гиперактивность – это диагноз. Между тем до 2008 г. о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей и подростков в стране знали понаслышке даже многие детские врачи. В феврале этого года в Минздраве, наконец, утвердили протокол, где описано, когда и какую терапию следует назначать детям с подобными симптомами.

По данным Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, СДВГ наблюдается у 12,2% школьников (среднеевропейский показатель – не более 5%). Официальная статистика более радужная. Скажем, в 2009 г. детей с гиперкинетическими расстройствами насчитали всего 7860. При этом в Ассоциации психиатров Украины Фокус уверяли, что эта цифра абсолютно не отражает реальной картины. Из-за состояния детской психиатрии в Украине диагностировать расстройство многие врачи пока не в состоянии. 

Доверяй, но проверяй

Одна из главных проблем лечения – то, с какой лёгкостью врачи назначают нейролептики или другие психотропные препараты, и то, как безропотно многие родители с этим соглашаются.

– Медикаментозное лечение – крайняя мера. Если родители не хотят, чтобы их дети стали подопытными кроликами, пускай узнают, чем лечат это расстройство, прочитав на сайте Минздрава клинический протокол. И если вашему ребёнку выписывают препарат, которого нет в этом документе, не поленитесь хотя бы забить в интернет-поисковик его название, – призывает родителей главный детский психиатр Минздрава Украины Игорь Марценковский.

Другая проблема – дорогие лекарства. В Украине курс лечения метилфенидатом – препаратом первой линии для медикаментозного лечения СДВГ – стоит около 1500–2000 грн.

– В Европе доступны более дешёвые препараты, месячный курс лечения которыми стоит менее 50 евро, – констатирует Игорь Марценковский.

Государству решить эту проблему не под силу, поэтому, как обычно, вся надежда на энтузиастов. Школу – детский сад «Дитина з майбутнім» для детей с особенностями в развитии Инна Сергиенко открыла несколько недель назад. Пока здесь всего четверо детей, но уже очередь желающих.


7-летний Женя с синдромом гиперактивности – один из первых учеников школы-сада. Только что пришёл с прогулки, где долго прыгал со скакалкой, но с удовольствием качается на большом мяче, затем плюхается в бассейн, наполненный цветными шариками из мягкого пластика. После этого начинаются занятия: чтение, математика, уроки творчества. На каждого ребёнка в школе приходится как минимум по одному преподавателю – логопед, психолог, дефектолог, арт-терапевт, игротерапевт, логоритмист.

Психолог Татьяна Груша, руководитель Центра практической психологии Pyrus, работает с детьми, в том числе и с гиперактивными, более 15 лет.

– Такие дети не могут долго удерживать внимание на чём-то одном, поэтому в начале терапии занятия проводим индивидуально. Рисуем, лепим из пластилина. Постепенно такие ребята становятся усидчивее, привыкают к распорядку дня и правилам поведения. Но без родительской поддержки тут не обойтись.

В Киеве часовой сеанс терапии у психологов в среднем стоит 200–450 грн.

Искать подход

45-летняя киевлянка Елена (фамилию просила не называть) для 8-летней дочери Ляли школьного учителя выбирала долго и упорно.

– У ребёнка гиперактивность с дефицитом внимания. При этом дочь схватывает новый материал на лету, а предыдущая учительница объясняла всё по 4–5 раз. На третьем круге объяснения Лялька вставала из-за парты и выходила из класса, видимо, считая, что оставаться дольше нет смысла – всё и так понятно. У учительницы – истерики, жалобы завучу. Нередко преподаватели относятся к таким детям с брезгливостью, страхом, ненавистью.

Выбирая следующего преподавателя, Елена с мужем не скрывали, что ребёнок не совсем обычный, и при этом следили за реакцией. В конце концов преподавателя нашли. На занятиях она даёт Ляле «суперважные» задания, и пока та с ними разбирается, продолжает объяснять материал не таким «быстрым» детям.

Министерство образования и науки Украины полагается на сообразительность и находчивость учителей – рекомендаций, как работать с гиперактивными детьми, не существует. Приходится изобретать велосипеды.

– У меня в седьмом классе есть такой мальчик, – рассказывает преподаватель немецкого языка киевской школы №282 Татьяна Перекитная. – Я придумала для него игру в помощника учителя. Когда вижу, что он больше не может усидеть на месте, начинаем вести урок вместе. Я ему говорю, какие вопросы задавать, он задаёт, дети отвечают. В итоге и я могу вести урок так, как мне нужно, и дети довольны, и мальчик не стоит на голове.

Скачет и плачет

У Татьяны Тетериной трое сыновей. Средний, 9-летний Саша, гиперактивен.

– С возрастом он стал спокойнее. Но уроки до сих пор делает, меняя два десятка поз, так же и ест. Первый класс словно мимо нас прошёл. Три раза за год мы теряли портфель, а ручки я до сих пор покупаю оптом. Хватает максимум на три дня: если не теряет, то ломает. Он понимает, что так нельзя, но сдержать себя не может. Зато очень добрый, не способен долго злиться и умеет прощать. Но сам просить прощения не умеет – в этом году впервые у меня попросил. Друзей у него почти нет. Общается в основном со старшим братом и его друзьями. Сначала они его неохотно брали гулять, а сейчас, наверное, привыкли к его активности.

Общение с такими детьми – особое искусство. Детский психолог Центра психологии семьи «Лелека» Татьяна Коваленко рассказывает, что мамы нередко приходят к ней в истерике.  Приходится объяснять, что гиперактивность – это прежде всего проблема работы мозга. Среди причин синдрома называют родовые травмы, преждевременные или трудные роды, генетическую предрасположенность, плохую экологическую обстановку. Некоторые учёные винят и консерванты.

– Я объясняю родителям, как вести себя с такими детьми. Очень важно соблюдать режим дня. Если вечером у такого ребёнка повышается активность, ни в коем случае нельзя насильно укладывать его в кровать. Надо постепенно приглушать свет, звук в его комнате, сделать расслабляющий массаж, искупать ребёнка. Со временем он начнёт засыпать сам.

Обычно с психологами занимаются только дети. Для родителей – лишь краткие консультации. За границей, к примеру в Израиле, другой подход. Если диагноз установлен, в специализированный центр приглашают всю семью, включая братьев и сестёр. Учат всех.

По наблюдениям медиков, при лечении синдрома к 14–15 годам состояние ребёнка нормализуется. Но это при условии лечения, если его нет, гиперактивность с возрастом никуда не исчезает. Остаются неорганизованность, непоследовательность, импульсивность, а вместе с ними и то, что принято называть «странностями» и «дурным характером». 

– Гинеколог есть в каждой детской поликлинике, психиатр – далеко не везде. А даже если и ведёт приём, то дают о себе знать наши ментальные особенности: люди стесняются обращаться к этому специалисту. Из-за этого многие проблемы детей остаются нерешёнными, – утверждает известный педиатр Евгений Комаровский. – Очень важно выявить этот синдром в детстве. По некоторым данным, до 80% заключённых – это бывшие гиперактивные дети, которым мы вовремя не смогли помочь, потому что нам было стыдно сидеть под кабинетом с табличкой «детский психиатр».

Тем не менее доктор Комаровский просит родителей не паниковать – прежде всего нужно убедиться в правильности диагноза. Самый простой способ сделать это – внимательно понаблюдать за своим чадом. Ребёнок с СДВГ гиперактивен всегда и везде. А если дитя дома стоит на голове, а в школе – тише воды, ниже травы, гиперактивность здесь ни при чём.

Анна Устенко, Фокус


Читаем еще в разделе "Новости":
[14.02.2010] [Мир]
Олимпиада в Ванкувере: результаты первого дня соревнований (0)
[30.12.2009]
Что Украинцы чаще всего ищут в интернете (0)
[10.02.2010] [Авто]
Названы самые безопасные автомобили Европы (0)
[03.03.2013]
Раскрыта тайна русского генофонда (0)
Категория: Дети | Добавил: Serg_m (15.12.2010)
Просмотров: 2679 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Карта пробок
Пробки на Яндекс.Картах
Погода
Валюта и металлы
Курсы наличного обмена на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Все АЗС
Полезные странички
  • Кредит. Расчет
  • Читать, читать...
  • ООО "Масалет"
  • ПП "Автократ"
  • Видеопробки
  • Заправки WOG
  • Заправки ОККО
  • Дороги Украины
  • Дороги Navizor
  • Дороги Автострада
  • Кадастрова карта
  • Правозащитные организации
  • Автоподставы
  • Полезные ссылки
  • Площадь, расстояние на карте
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Категории раздела
    Разное [360]
    Прочие статьи, которые не выделены в отдельные темы
    Техника [39]
    Банковские вопросы [14]
    Статьи о банковской сфере, кредитах, депозитах, задолженностях, нормативных документах затрагивающих банковские дела
    Дети [41]
    Закон [20]
    Нормативные документы и ситуации
    Авто [150]
    Информация о автомобилях, автоправо, и прочее...
    Строительство [45]
    Статьи о строительстве, стройматериалах, технологиях, строительной технике, инструментах...
    Здоровье [102]



    Украинская Баннерная Сеть
    Copyright Serg © 2009-2024
    Яндекс цитирования Rambler's Top100