На днях к нам за юридической помощью обратился клиент. Из пояснений
стало ясно, что по трассе Киев - Белая Церковь водитель, в результате
попадания в яму, серьезно повредил автомобиль. Поскольку мне самому
пришлось ремонтировать ходовую из-за дорог, укрытых воронками, как после
артиллерийского обстрела, решил отыграться и за дело взяться лично.
При встрече водитель
рассказал следующую историю. Попытаюсь передать ее дословно, но с
указанием его ошибок и советами, как их избежать.
Итак, в районе
Белой Церкви на трассе областного значения в темное время суток при
включенном ближнем свете фар автомобиль попадает в яму и повреждает
шину, диск, передний бампер, крыло и некоторые детали ходовой.
После
происшествия водитель вызывает ГАИ, поскольку автомобиль застрахован по
договору КАСКО. По приезду блюстителей правопорядка водитель понимает,
что над ним сгущаются тучи. У него изъяли права, заполняют талон
нарушений и полным ходом составляют протокол. Вот так легко потерпевший
становится правонарушителем. Версия произошедшего, изложенная в
протоколе, следующая. Якобы водитель, нарушив п. 12.1 и п. 12.3. Правил
дорожного движения, не учел дорожную обстановку и не выбрал безопасную
скорость движения, в результате чего наехал на препятствие и повредил
свой автомобиль.
Такой же легенды придерживается начальник
коммунальной корпорации «Киевавтодор» Георгий Глинский. «Против нас
подавать в суд - совершено бесполезно. Большинство дел в суде мы
выигрываем, поскольку ничего не нарушаем. В Правилах дорожного движения
четко сказано, что водитель обязан выбрать такую скорость движения,
которая позволит ему ехать совершенно безопасно», - сказал главный
киевский дорожник. Видимо, он не знает о нормах ст. 24 Закона Украины «О
дорожном движении», но об этом позже.
После того, как гаишники изложили свою версию
произошедшего, водитель, обозлившись, наотрез отказался подписывать
протокол. Работники ГАИ составили все необходимые документы, а это -
схема ДТП, пояснение, протокол админнарушения и протокол осмотра места
происшествия. После чего сели в машину и уехали. После отъезда
автомобиля ГАИ водитель сфотографировал яму на мобильный телефон.
Теперь
давайте разберем ситуацию. Во-первых, никогда не отказывайтесь
подписывать протокол. Не знаю, кто этому научил наших автовладельцев, но
почему-то почти все считают, что если ты не подписал протокол, то этим
выразил свое несогласие, и в дальнейшем будет легче доказывать свою
невиновность. Это вовсе не так. Отсутствие подписи на протоколе не
освобождает вас от ответственности, а делает возможным внесение
изменений в него даже после истечения большого промежутка времени,
например, когда «запахнет жареным» для работников ГАИ. Единственно
правильным поступком является внесение своих замечаний, несогласий,
фактов вашей невиновности, нарушения со стороны ГАИ, показаний
свидетелей, которые могут это подтвердить, прямо в этот протокол. На
незаполненных полях обязательно поставить прочерк и ПОДПИСАТЬ протокол.
Во-вторых,
водитель не удосужился узнать и записать подразделение, звания, фамилии
и номера жетонов выезжавшей на вызов группы. Эта информация обязательно
понадобится в дальнейшем, о чем расскажу позже.
В-третьих, на
двери каждого служебного автомобиля написан телефон доверия, по которому
нужно звонить в случае, если наши права нарушаются работниками милиции.
Поэтому отсутствие звонка тоже было ошибкой.
В-четвертых, к
сожалению, это известно не всем, водителю необходимо было добиваться не
того, чтобы ему вернули права, а того, чтобы протокол составляли на
дорожную службу, которая отвечает за состояние участка дороги, где
произошло ДТП. Протокол на дорожников составляется только при их
участии. Из этого выходит, что водитель должен был настаивать на вызове
представителей автодора.
Нормы права, которыми должен оперировать водитель:
Согласно п.1 ч.3 ст.14 ЗУ "О дорожном движении": участники
дорожного движения имеют право на безопасные условия дорожного движения,
на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния
автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям
безопасности движения.
Согласно ч.1 ст.24 этого же закона:
Собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченные
ними органы несут ответственность за создание безопасных условий
движения на дорогах, улицах и железнодорожных переездах, которые
находятся в их ведении.
Согласно ч.5 ст.24 этого же закона:
Собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов, руководящие
работники дорожно-эксплуатационных организаций несут ответственность, в
том числе и криминальную, если дорожно-транспортное событие произошло по
их вине.
Статья 140. Кодекса Украины об административных
правонарушениях гласит: «Нарушение правил, норм и стандартов, которые
касаются обеспечения безопасности дорожного движения при содержании
автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных
сооружений, неприменение мер по своевременному запрету или ограничению
движения при возникновении условий, которые угрожают безопасности
движения, или непринятие своевременных мер к восстановлению безопасных
условий для движения - тянут за собою наложение штрафа на должностных
лица от шестидесяти до восьмидесяти не обложенными налогами минимумов
доходов граждан
Нарушения, предусмотренные частями первой,
второй или третьей этой статьи, которые повлекли создание аварийной
обстановки или повреждения транспортных средств, грузов, автомобильных
дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого
имущества, - тянут за собою взыскание штрафа с гражданина от сорока до
пятидесяти не облагаемых налогами минимумов доходов граждан и взыскание
штрафа с должностных лиц, граждан - субъектов хозяйственной деятельности
от пятидесяти до шестидесяти не облагаемых налогами минимумов доходов
граждан или административный арест на срок от пяти до десяти суток».
Ну и последней ошибкой нашего героя было то, что засняты были только
фрагменты дороги, где находилась выбоина и поврежденный автомобиль, и не
было сделано ни одного панорамного снимка. Это нужно сделать для того,
чтобы вам потом не утверждали, что вы проехали миллионы знаков,
предупреждающих о яме.
В результате проведения большого объема
юридической работы, мы получили следующие результаты. Ни один
государственный орган не признал, что действия работников ГАИ были
противоправными. И только в суде нам удалось защитить клиента -
доказать, что вины водителя в ДТП нет. Весь процесс описывать не стану,
ведь надо чем-то на хлеб зарабатывать. Расскажу лишь то, что еще до суда
были написаны жалобы во все контролирующие органы ГАИ. Кроме того,
была проведена транспортно-трасологическая экспертиза материалов ДТП,
результатом которой стал вывод судебного эксперта, в котором была
опровергнута вся гаишная «байка». Постановлением суда водителя оправдали
и вернули водительское удостоверение. К сожалению, добиться того, чтобы
в этом же судебном процессе оштрафовали автодор у нас не получилось.
Аргументы судьи были следующими: «Невозможно привлечь к ответственности
лицо (в нашем случае автодор), на которое не составлялся протокол».
Поскольку поврежденный автомобиль был восстановлен за деньги страховой
компании, то интерес клиента к дальнейшей борьбе пропал. И мы не стали
подавать иск на ГАИ с целью заставить их составить протокол на автодор.
Хотя у этого дела очень большая юридическая перспектива.
Вторая
история немного печальнее, если учитывать, что в этой стране мы живем. В
этот раз в аналогичную ситуацию попал человек подкованный, с большим
юридическим стажем. По приезду ГАИ водитель стал требовать вызова
дорожной службы, на что ему ответили резким отказом. И только после
долгого разговора с милиционерами и правильно изложенных «обещаний
неприятностей», а также после звонка на номер телефона доверия и по
другим «горячим» телефонам, работники ГАИ пояснили, что есть негласное
распоряжение начальства - не составлять протоколы на автодор. И, если
после водительского звонка вероятность неприятностей велика, то после
составления протокола на дорожников вызов на «ковер» к начальству
становится неизбежным. Поэтому, даже после того, как включилось
телефонное право, автодор так и не был вызван. Хотя удостоверение
водителя вернули. На сегодняшний день ведется работа по сбору
доказательств вины автодора, к сожалению, при жестком сопротивлении со
стороны работников ГАИ.
Мне стала интересна первопричина
всех этих катавасий. И собрав по ниточке информацию, получился довольно
занимательный клубочек.
Как уже неоднократно
сообщалось, все ямы на дорогах появляются при колебании температуры от
+1 до -1 градуса Цельсия, когда вода проникает в трещины криво
уложенного покрытия и при замерзании, расширяется, создавая выбоины. Но
появляется вопрос. Почему это не относится ко всем дорогам Украины?
Почему есть участки, где дорога ровная и гладкая? Как по мне, ответ
очень прост. Не соблюдение норм и стандартов укладки самого асфальта.
Ведь каждый из нас видел, когда асфальт укладывали при плохой погоде.
Кроме того, ни для кого не секрет, что технологами дорожников
принимаются все меры для удешевления состава продукта. А это приводит
только к ухудшению качества и, соответственно, к ямам весной.
Подтверждением чего являются расследования правоохранительных органов,
про что ниже.
Первое, чем защищается автодор - это
катастрофической нехваткой средств. Мол, на те деньги, которые нам
выделили на ремонт дорог, можно разве что ямы водой позаливать, чтоб
дорога ровной казалась. Экс-председатель «Укравтодора» Вадим Гуржос
ссылался на хроническое недофинансирование дорожной отрасли. «Дороги
государственного значения занимают около 20 тыс. км, из которых 85%
требуют капремонта. На восстановление 1 км дороги нужно около $3 млн.,
или $34-37 млрд. на все, - весь золотовалютный резерв страны. Понятно,
что никто нам таких денег не даст».
А в то же время владельцы
транспортных средств ежегодно платят пошлину, предусмотренную на
поддержание дорог в соответствующем состоянии и обеспечение
качественного дорожного покрытия. И причем суммы выходят не маленькие.
Так где же деньги? А ответ на этот вопрос я нашел в одной из статей на
официальном сайте МВД.
Там говорится, что в 2009 году по
материалам органов внутренних дел возбуждены уголовные дела за 75
преступлениями на объектах автомобильного хозяйства. В результате
принятых мер на протяжении первого полугодия 2009 года работники милиции
разоблачили 5,8 тысяч преступлений, связанных с бюджетными средствами.
Каждое пятое преступление стало причиной убытков на сумму свыше 100
тысяч гривен, а 236 преступлений - свыше миллиона гривен. Завершены
расследования и направлены в суд уголовные дела по 3,2 тыс.
преступлений. Предъявлены обвинения 2,2 тыс. лиц. В частности,
задокументированы свыше четырех десятков преступлений, по которым
возбуждены 22 уголовных дела относительно работников Службы
автомобильных дорог, а также региональных руководителей этих
подразделений в Запорожской, Винницкой, Киевской, Сумской, Волынской,
Донецкой, Николаевской, Черновицкой, Херсонской, Харьковской,
Луганской, Закарпатской и Тернопольской областях. За каждым таким делом -
миллионные убытки. Да вот они наши дорожные сборы.
Кроме того,
меня постоянно поражает эта фраза «снег выпал неожиданно» в январе
месяце?! Каждую осень нам твердят, что автодор к зиме готов, и каждую
зиму утверждают, что снега никто не ожидал, а к чему они тогда готовятся
осенью? К нашествию майских жуков? К сожалению, бухгалтерия
администраций рассчитана на подсчет перевезенного снега, а не метров
дорог, доступных для проезда. Вот и получается, что по документации было
перевезено тысячи тонн снега, а через лобовое стекло видно, что
проехать до работы можно только на гусеничной технике.
А по
приходу весны нас убеждают, что все будет отремонтировано. Так, на
пресс-конференции в Киеве председатель правления компании «Автомобильные
дороги Украины» Валерий Вощевский заверил, что все сезонные разрушения
на дорогах государственного значения будут ликвидированы до 1 мая, а на
дорогах местного значения - до 1 июня. И на дорогах, как это было ранее,
вместо ям появятся горбики.
Но не стоит отчаиваться. Как только
автовладельцы овладеют ситуацией, научатся правильно действовать в таких
условиях и дорожников начнут карать за плохие дороги, все наладится.
Ведь с «Визирем» же вышло. Хотя и временно.
Безаварийной вам
езды,
Директор компании «Автопроблем. Нет»,
Ярослав Максименко