Заметки на все случаи жизни
(c) Serg
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Понедельник
25.11.2024
07:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Авто

Что такое ГБО? Особенности выбора

Газ используемый в автомобилях намного дешевле бензина и дизельного топлива. Установка газобаллонного оборудования на автомобиль эффективный способ экономии для водителей, и чем больше пробег на газу - тем больше экономия.

Стоимость комплекта газо-баллонного оборудования (ГБО) разных типов и производителей составляет от $280 (российский комплект ГБО на ВАЗ-2101—07) до $1700 (газовая установка четвертого поколения для восьмицилиндрового двигателя).

Чем больше годовой пробег и чем существеннее разница в ценах на бензин и газ, тем быстрее окупится установка. Объемистые двигатели окупят установку быстрее. Считается, что газовая установка среднего класса становится рентабельной при пробеге не менее 10 тысяч км в год.

Каждый для себя может посчитать рентабельность установки газо-балонного оборудования, учитывая расход пропан-бутана составляет 105—115% от расхода бензина.

Два вида газа для автомобилей: метан или пропан

В  основном используются два вида газового топлива — метан (сжатый газ, в Европе известен как CNG) и пропан-бутан (сжиженное синтетическое топливо, LPG).

Метан — природный газ, который в жидкую фазу переходит при температурах около –160°С, поэтому его хранят в газообразном виде под (высоким) давлением 200—250 атм. Расход метана измеряется в кубометрах. Стальной баллон емкостью 50 литров, рассчитанный на такое давление, свесит около 100 кг. На сжатом метане чаще ездили грузовики и автобусы, для которых масса и габариты оборудования не имеют решающего значения. Облегченные металлопластиковые (композитные) баллоны позволяют использовать газ на любых автомобилях.

При сгорании метана выделяется углекислый газ и вода, но существенно падает мощность двигателя. Для снижения давления используют многоступенчатый редуктор, который не нуждается в сливе конденсата.

Пропан-бутан — смесь попутных нефтяных газов. Пропан-бутан хранить в сжиженном виде в баллонах при невысоком давлении до 16 атм. Расход пропан-бутана измеряют в литрах. Сжиженный пропан-бутан (СПБ) по характеристикам близок к метану, но имеет очевидное преимущество: запас хода на пропан-бутане вдвое выше при том же объеме баллона. 

Пропан-бутан дороже метана, топливная аппаратура для пропан-бутана попроще, а процесс заправки на газозаправочных станциях похож на заправку обычным бензином.

Выхлоп двигателя работающего на газе имеет специфический запах, который дает специальная добавка-одоронат к газовому топливу — метантиол (метилмеркаптан). Одоронат подмешивают, чтобы можно было легко обнаружить малейшую утечку газа. Ошибочно считают, что из-за этого запаха выхлоп токсичен.

 Преимущества использования газа:
- ниже расходы на топливо;
- снижается токсичность выхлопных газов (в том числе и по выбросам СО);
- высокое октановое число ( 100 - 105) снижает склонность двигателя к детонации и увеличивает моторесурс;
- при холодном пуске двигателя со стенок цилиндров не смывается масляная пленка (она смывается частицами бензина);
- смешивание двух газов - топливного и воздуха происходит равномернее, двигатель работает тише;
- уменьшается "нагрузка" на катализатор и свечи зажигания - газ чище бензина. В бензин вливают присадки, которые пагубно влияют на долговечность этих чувствительных деталей.

 Недостатки:
- газ горит немного дольше бензина и при неправильной установке момента опережения зажигания возможно прогорание клапанов. Корректировка зажигания на 3—5 градусов «в плюс» практически исключает риск прогорания клапанов;
- при эксплуатации на газу и пробеге несколько сотен тысяч км присадки для газа могут наносит вред клапанам. Например присадка Flash Lube улучшает теплообмен между клапаном и седлом клапанов в головке блока цилиндров, но изнашиваться так называемые "сёдла" клапанов.  Немецкие автомобили менее подвержены износу, а японские, из-за более мягкого металла клапанов, более подвержены износу;
- воздушный фильтр необходимо менять в полтора раза чаще;
- необходимо тщательнее следить за свечами. Свечи не должны давать пропусков, поскольку в установках третьего поколения возможен «обратный хлопок» с печальными последствиями для двигателя;
- при плановом ТО необходимо производить слив конденсата из редуктора и проверять герметичность соединений;
- сеть газовых заправок (АГЗС) слабо развита, по сравнению с бензиновыми;
- после установки газового оборудования на новый автомобиль, владельца могут лишить гарантии. Система ГБО изменяет режим работы двигателя и если на новом автомобиле с ГБО прогорят клапана - производитель и дилер будет винить ГБО, а не на качество сборки двигателя.

Выхлоп двигателя работающего на газе имеет специфический запах, который дает специальная добавка-одоронат к газовому топливу — метантиол (метилмеркаптан). Одоронат подмешивают, чтобы можно было легко обнаружить малейшую утечку газа. Ошибочно считают, что из-за этого запаха выхлоп токсичен.

Газовая обладает необходимым уровнем противопожарной безопасности. Иногда наличие дополнительной системы питания, т.е. усложненной конструкции (многочисленные трубки, шланги и соединения, требующие ухода) считают неизбежной причиной ведущей к возгоранию. Хотя как в бензиновых так и газовых автомобилях, причинами возгорания становятся пересохшие шланги, недотянутые хомуты топливопровода... Топливная система любого типа двигателя требует ухода и обслуживания. 

Газовый баллон рассчитан, чтобы противостоять даже очень сильному удару в случае аварии. Баллон изготовлен из прочной стали толщиной 3,5—4 мм и оснащен запорной арматурой с предохранительными клапанами. Слабое место в газовом оборудовании - это надежное крепление самого баллона. Ведь в случае лобового удара на высокой скорости, установленный в багажнике, тяжелый баллон может сорваться с крепления, проломить заднее сидение и нанести травмы пассажирам.

  Газобаллонные установки

Газовая установка первого поколения.

Редуктор понижает давление сжиженного газа с 10—15 атм до атмосферного. При резком падении давления падает  температура, чтобы при понижении давления редуктор не замерз его подогревают в испарителе тосолом из системы охлаждения. Смеситель или распылитель смешивает поступивший от редуктора газ с воздухом образуя горючую смесь.

Газовая установка второго, третьего поколения.

Электронное управление с обратной связью через лямбда-датчик, измеряющее содержание кислорода в отработавших газах используется вместо механических систем дозирования.

На автомобили с впрыском топлива сложнее устанавливать газовое оборудование, необходимо иметь сложную управляющую  электронику и связь с лямбда-зондом. Отличие состава рабочей смеси, более длительное ее горение определяются штатным контролером, не связанным с лямбда-зондом, как обедненная смесь с индикацией на панели приборов "Check Engine". При правильной установке и настройке автомобиль с впрыском топлива нормально работает.

Газовая установка четвертого поколения.

Установки четвертого поколения представляют собой настоящий газовый впрыск — имеют собственный контроллером, рампу и другие компоненты. В системах четвертого поколения газ подается под давлением, а не всасывается. Контроллер обеспечивает необходимые настройки и автомобиль избавлен от потери мощности. Высокая стоимость установки (от 1200 у.е.) ограничивает применение данных систем.

Особенности езды при использовании газа

При низких температурах, ниже +5°С, перед запуском двигателя переключатель нужно перевести в положение «бензин». Большинство современных систем обеспечивают устойчивый пуск на газу при низких температурах, но это может отрицательно сказаться на долговечности двигателя. Если в течение длительного времени ездить только на газе, могут пересохнуть и придти в негодность резиновые детали.

Установка газовой установки

Бюджетный вариант: купить установку и самостоятельно ее установить. Лучше довериться специалистам, которые обладают опытом и сертификатом разрешающим переоборудовать автомобили. Наличие сертификата отнюдь не гарантирует высокое качество услуг. Самозванцы  покупают сертификат и оказывать неквалифицированные услуги официально, при этом не заботятся ни о качестве сервиса, ни о безопасности клиента: неправильно настроенный смеситель, плохо закрепленные трубки, ненастроенная электроника — обычное дело на таких станциях.

Газовые системы третьего поколения проигрывают новейшим установкам с распределенным впрыском по удельной мощности, но и обходятся почти вдвое дешевле. Системы ГБО третьего поколения (эжекторного) устанавливают лишь на автомобили с полностью металлическими деталями впускного тракта. В современных иномарках с пластиковыми коллекторами можно установить только установки четвертого поколения. Дорогие современные установки близки к бензиновым системам питания и позволяют использовать пропан-бутан практически без снижения мощности. «Газовый инжектор» избавлен от потерь мощности и пресловутого «хлопка», возникающего при понижении давления в баллоне. Хотя автомобили, оснащенные современными двигателями с непосредственным впрыском бензина усложняют незаводскую установку газового оборудования.

Заводская установка газового оборудования

Некоторые автомобили серийно производятся с установленным в заводских условиях ГБО: ВАЗ-21043, ВАЗ-21070, Сенс с индексом Т-1311170, Таврия Пикап. Такие автомобили дороже обычных, но переплата привлекает желающих избежать дополнительных затрат времени и возможных проблем с гарантией.

Несмотря на растущую популярность машин с ГБО, продажи таких заводских моделей малы.


Перерегистрация автомобилей с ГБО

ГАИ требует внесения изменений в регистрационные документы, если на автомобиль установлено ГБО.

При установке газового оборудования лучше довериться профессионалам — они выполнят монтаж, настройку и выдадут свидетельство, которое необходимо предъявить при прохождении техосмотра. На специализированных станциях стоимость установки ГБО включает в себя оплату пакета документов, необходимых для регистрации автомобиля в ГАИ.

 Для регистрации в МРЭО автомобиля, переоборудованного самостоятельно, необходимы:
 - копия свидетельства про утверждение конструкции ТС и соответствие требованиям безопасности дорожного движения;
 - акт приема-передачи переоборудованного ДТС;
 - дополнение к свидетельству (указываются марка и модель автомобиля, оборудование, установленное на автомобиль);
 - Форма 9 (акт технический экспертизы соответствия конструкции и технического состояния переоборудованного ТС требованиям безопасности дорожного движения).

Не следует устанавливать ГБО на автомобиль, который ездит с транзитными номерами, поскольку при его последующей постановке на учет могут возникнуть проблемы даже в том случае, если ГБО монтировалось на сертифицированной СТО.


Читаем еще в разделе "Новости":
[14.02.2010] [Разное]
Сегодня отмечается католический праздник День святого Валентина (0)
[19.02.2010] [Разное]
СМИ: Ющенко раздает ордена с нарушениями (0)
[05.03.2010] [Политика]
Предварительный состав нового Кабмина (0)
[14.05.2010] [Закон]
Рада запретила через суд останавливать акты Верховной Рады, Президента, Высшего совета юстиции (0)
Категория: Авто | Добавил: Serg_m (04.05.2010)
Просмотров: 4947 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Карта пробок
Пробки на Яндекс.Картах
Погода
Валюта и металлы
Курсы наличного обмена на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Все АЗС
Полезные странички
  • Кредит. Расчет
  • Читать, читать...
  • ООО "Масалет"
  • ПП "Автократ"
  • Видеопробки
  • Заправки WOG
  • Заправки ОККО
  • Дороги Украины
  • Дороги Navizor
  • Дороги Автострада
  • Кадастрова карта
  • Правозащитные организации
  • Автоподставы
  • Полезные ссылки
  • Площадь, расстояние на карте
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Категории раздела
    Разное [360]
    Прочие статьи, которые не выделены в отдельные темы
    Техника [39]
    Банковские вопросы [14]
    Статьи о банковской сфере, кредитах, депозитах, задолженностях, нормативных документах затрагивающих банковские дела
    Дети [41]
    Закон [20]
    Нормативные документы и ситуации
    Авто [150]
    Информация о автомобилях, автоправо, и прочее...
    Строительство [45]
    Статьи о строительстве, стройматериалах, технологиях, строительной технике, инструментах...
    Здоровье [102]



    Украинская Баннерная Сеть
    Copyright Serg © 2009-2024
    Яндекс цитирования Rambler's Top100