Газ используемый в автомобилях намного дешевле бензина и дизельного топлива. Установка газобаллонного оборудования на автомобиль эффективный способ экономии для водителей, и чем больше пробег на газу - тем больше экономия. Стоимость комплекта газо-баллонного оборудования (ГБО) разных типов и производителей составляет от $280 (российский комплект ГБО на
ВАЗ-2101—07) до
$1700 (газовая установка четвертого поколения для восьмицилиндрового
двигателя).
Чем больше годовой
пробег и
чем существеннее разница в ценах на бензин и газ, тем быстрее окупится установка. Объемистые двигатели окупят установку быстрее. Считается,
что
газовая установка среднего класса становится рентабельной при пробеге не
менее
10 тысяч км в год.
Каждый для себя может посчитать рентабельность установки газо-балонного оборудования, учитывая расход
пропан-бутана составляет 105—115% от расхода бензина.
Два вида газа для автомобилей: метан или пропан
В основном используются два вида газового топлива —
метан (сжатый газ, в Европе известен как CNG) и пропан-бутан (сжиженное
синтетическое топливо, LPG).
Метан — природный газ, который в жидкую фазу переходит
при температурах около –160°С, поэтому его хранят в газообразном
виде под (высоким) давлением 200—250 атм. Расход метана
измеряется в кубометрах. Стальной баллон емкостью 50 литров, рассчитанный на такое
давление, свесит около 100 кг. На сжатом метане чаще ездили грузовики и автобусы, для
которых масса и габариты оборудования не имеют решающего значения. Облегченные металлопластиковые
(композитные) баллоны позволяют использовать газ на любых автомобилях.
При сгорании метана выделяется
углекислый газ и вода, но существенно падает мощность двигателя. Для снижения давления используют многоступенчатый редуктор, который не нуждается в сливе
конденсата. Пропан-бутан — смесь попутных нефтяных газов. Пропан-бутан хранить в сжиженном виде в баллонах при
невысоком давлении до 16 атм. Расход пропан-бутана измеряют в литрах. Сжиженный пропан-бутан (СПБ) по характеристикам близок к метану, но имеет очевидное преимущество: запас хода на пропан-бутане вдвое выше при том
же объеме баллона.
Пропан-бутан дороже метана, топливная аппаратура для пропан-бутана попроще, а
процесс заправки на газозаправочных станциях похож на заправку обычным
бензином. Выхлоп двигателя работающего на газе имеет специфический запах, который дает специальная добавка-одоронат к газовому топливу — метантиол (метилмеркаптан).
Одоронат
подмешивают, чтобы можно было легко обнаружить малейшую утечку
газа. Ошибочно считают, что из-за этого запаха выхлоп токсичен. Преимущества использования газа: - ниже расходы на топливо; - снижается токсичность выхлопных газов (в том числе и по выбросам СО); - высокое октановое число ( 100 - 105) снижает склонность двигателя к детонации и увеличивает моторесурс; - при холодном пуске двигателя со стенок цилиндров не смывается
масляная
пленка (она смывается частицами бензина); - смешивание двух газов - топливного и воздуха происходит равномернее, двигатель работает тише; - уменьшается "нагрузка" на катализатор и свечи зажигания - газ чище бензина. В бензин вливают присадки, которые пагубно влияют на долговечность этих чувствительных деталей.
Недостатки: - газ горит немного дольше бензина и при неправильной установке
момента
опережения зажигания возможно прогорание клапанов. Корректировка зажигания на 3—5 градусов «в плюс»
практически исключает риск прогорания клапанов; - при эксплуатации на газу и пробеге несколько сотен тысяч км присадки для газа могут наносит вред клапанам.
Например присадка Flash Lube улучшает теплообмен между клапаном и седлом клапанов в головке блока цилиндров, но изнашиваться так называемые "сёдла" клапанов. Немецкие автомобили менее подвержены износу, а японские, из-за более мягкого металла клапанов, более подвержены износу; - воздушный фильтр необходимо менять в полтора раза чаще; - необходимо тщательнее следить за свечами. Свечи не должны давать пропусков, поскольку в
установках
третьего поколения возможен «обратный хлопок» с печальными последствиями
для
двигателя; - при
плановом ТО необходимо производить слив конденсата из редуктора и проверять герметичность соединений; - сеть газовых заправок (АГЗС) слабо развита, по сравнению с бензиновыми; - после установки газового оборудования на новый автомобиль, владельца
могут
лишить гарантии. Система ГБО изменяет режим работы
двигателя и если
на новом автомобиле с ГБО прогорят клапана - производитель и дилер будет винить ГБО, а не на качество сборки двигателя.
Выхлоп двигателя работающего на газе имеет специфический запах,
который дает специальная добавка-одоронат к газовому топливу — метантиол
(метилмеркаптан).
Одоронат
подмешивают, чтобы можно было легко обнаружить малейшую утечку
газа. Ошибочно считают, что из-за этого запаха выхлоп токсичен.
Газовая
обладает необходимым уровнем противопожарной безопасности. Иногда
наличие дополнительной системы питания, т.е. усложненной
конструкции (многочисленные трубки, шланги и соединения, требующие
ухода) считают неизбежной причиной ведущей к возгоранию. Хотя как в
бензиновых так и газовых автомобилях, причинами возгорания становятся
пересохшие шланги,
недотянутые хомуты топливопровода... Топливная система любого типа
двигателя требует ухода и обслуживания.
Газовый баллон рассчитан, чтобы противостоять
даже очень
сильному удару в случае аварии. Баллон изготовлен из прочной стали
толщиной
3,5—4 мм и оснащен запорной арматурой с
предохранительными
клапанами. Слабое место в газовом оборудовании - это надежное
крепление самого баллона. Ведь в случае лобового удара на высокой
скорости, установленный в багажнике, тяжелый баллон может
сорваться
с крепления, проломить заднее сидение и нанести травмы пассажирам.
Газобаллонные установки
Газовая установка первого поколения.
Редуктор понижает давление сжиженного газа с 10—15 атм до атмосферного. При резком падении давления падает температура, чтобы
при понижении давления редуктор не замерз его подогревают в испарителе тосолом из системы охлаждения. Смеситель или распылитель смешивает поступивший от
редуктора газ с воздухом образуя горючую смесь.
Газовая установка второго, третьего поколения.
Электронное управление с обратной связью через лямбда-датчик, измеряющее
содержание кислорода в отработавших газах используется вместо механических систем дозирования.
На автомобили с впрыском топлива сложнее устанавливать газовое оборудование, необходимо иметь сложную управляющую электронику и связь с лямбда-зондом. Отличие состава рабочей смеси, более длительное ее горение определяются штатным контролером, не связанным с лямбда-зондом, как обедненная смесь с индикацией на панели приборов "Check Engine". При
правильной установке и настройке автомобиль с впрыском топлива нормально работает.
Газовая установка четвертого поколения. Установки четвертого поколения представляют собой
настоящий газовый впрыск — имеют собственный контроллером, рампу и другие компоненты.
В системах четвертого поколения газ подается под
давлением, а не всасывается. Контроллер обеспечивает необходимые настройки и автомобиль избавлен от потери
мощности. Высокая стоимость установки (от 1200 у.е.) ограничивает применение данных систем. Особенности езды при использовании газа
При низких температурах, ниже +5°С, перед запуском двигателя
переключатель нужно перевести в положение «бензин». Большинство
современных систем обеспечивают устойчивый пуск на газу при низких
температурах, но это может отрицательно сказаться на долговечности двигателя.
Если в течение длительного времени ездить только на газе, могут
пересохнуть и придти в негодность резиновые детали.
Установка газовой установки
Бюджетный вариант: купить установку и самостоятельно ее установить. Лучше довериться специалистам, которые обладают опытом и сертификатом разрешающим переоборудовать автомобили.
Наличие сертификата отнюдь не гарантирует высокое качество услуг. Самозванцы покупают сертификат и оказывать
неквалифицированные услуги официально, при этом не заботятся
ни о качестве сервиса, ни о безопасности клиента: неправильно настроенный
смеситель, плохо закрепленные трубки, ненастроенная электроника — обычное дело
на таких станциях.
Газовые системы третьего поколения проигрывают новейшим установкам с распределенным впрыском по
удельной мощности, но и обходятся почти вдвое дешевле. Системы ГБО третьего поколения (эжекторного) устанавливают лишь на
автомобили с полностью металлическими деталями впускного тракта. В современных иномарках с пластиковыми коллекторами можно установить только установки
четвертого поколения. Дорогие современные установки близки к бензиновым системам питания и
позволяют использовать пропан-бутан практически без снижения мощности. «Газовый инжектор» избавлен от потерь
мощности и пресловутого «хлопка», возникающего при понижении давления в
баллоне. Хотя автомобили, оснащенные современными двигателями с непосредственным
впрыском бензина усложняют незаводскую установку газового
оборудования.
Заводская установка газового оборудования
Некоторые автомобили серийно производятся с установленным в заводских условиях ГБО: ВАЗ-21043, ВАЗ-21070, Сенс с индексом Т-1311170, Таврия Пикап. Такие автомобили дороже обычных, но переплата привлекает желающих избежать дополнительных затрат времени и возможных проблем с
гарантией.
Несмотря на растущую популярность машин с ГБО, продажи
таких заводских моделей малы.
Перерегистрация автомобилей с ГБО
ГАИ требует внесения изменений в регистрационные документы, если
на автомобиль установлено ГБО. При установке газового оборудования лучше довериться профессионалам — они выполнят монтаж, настройку и выдадут свидетельство, которое
необходимо предъявить при прохождении техосмотра. На специализированных
станциях
стоимость установки ГБО включает в себя оплату пакета документов, необходимых для
регистрации
автомобиля в ГАИ.
Для регистрации в МРЭО автомобиля,
переоборудованного самостоятельно, необходимы: - копия
свидетельства про утверждение конструкции ТС и соответствие требованиям
безопасности дорожного движения; - акт приема-передачи переоборудованного ДТС; - дополнение к свидетельству (указываются марка и модель автомобиля, оборудование, установленное на автомобиль); - Форма 9 (акт технический экспертизы
соответствия конструкции и технического состояния переоборудованного ТС
требованиям безопасности дорожного движения).
Не следует устанавливать ГБО на автомобиль, который ездит с транзитными номерами, поскольку при его последующей
постановке на учет могут возникнуть проблемы даже в том случае, если ГБО
монтировалось на сертифицированной СТО.
|