Споры о том, что лучше - привод на передние колеса или на задние -
длятся уже не первый десяток лет. Эта полемика напоминает старый
анекдот.
Стоит на остановки грузин, а к нему подходит армянин и говорит :
«Армянин лучше чем грузин» (после шести повторений),
грузин не выдерживает и взрывается с вопросом :
«ЧЕМ??? ЧЕМ Лучше????» (Армянин спокойным и веселым голосом)
«Чем Грузин!»
Но вернемся к истории
Когда-то на дорогах преобладали машины с задним приводом, но уже к
концу 1970-х годов их сильно потеснил передний привод. Сейчас
большинство легковых автомобилей имеет именно этот тип привода, но и
задний привод вовсе не является редкостью. Например, в начале 2000-х
годов Infiniti вернула своей модели G35 привод на заднюю ось, да и
американские производители тоже не отстают. Так в чем же плюсы и минусы
каждого из этих двух вариантов?
Сначала давайте рассмотрим передний привод, как все же более
распространенный. Его неоспоримый плюс - меньшая себестоимость для
производителя, поэтому автомобильные компании продолжают создавать и
выпускать серийно машины именно такого типа. Это проще: например, здесь
нет карданного вала и картера заднего моста. Коробка и дифференциал
располагаются в одном кожухе и поэтому при производстве машины требуется
меньше деталей. А разработчикам проще иметь дело с узлами,
расположенными в нижней части кузова - тормозными и топливными
магистралями, выпускной системой и так далее.
Еще один плюс - меньший вес. Снижение общего веса машины улучшает ее
разгон, торможение и расход топлива. Сила сцепления шин с дорогой тоже
улучшается - ведь вес двигателя и трансмиссии приходится на ведущую ось.
Это огромное преимущество на скользких дорогах.
В таких дорожных условиях передний привод явно выигрывает перед задним.
Сильной стороной переднего привода считается и объем свободного
пространства в салоне. Здесь нет больших выступов на днище кузова, в
которые надо "упрятывать" некоторые механические части. Посмотрите на
современные Цивики, и вы обнаружите, что при внешней компактности машины
в целом внутри у них много места в районе задних сидений - это все
из-за плоского пола. А так как задний дифференциал тоже отсутствует,
выигрывает в объеме и багажник.
Минусы заднего привода в основном сводятся к недостаточно хорошей
управляемости автомобиля. Вес машины перенесен вперед, поэтому зад
делается иногда очень легким. Сцепление задних шин с дорожной
поверхностью, таким образом, ухудшается, и на покрытой льдом дороге
можно даже закрутиться волчком. Инженеры частично смогли победить это,
перенося вес машины, насколько это возможно, на заднюю ось. Идеальным
распределением веса по осям считается соотношение 50/50, но
переднеприводные модели достигают таких показателей редко.
Еще один минус - это нагрузка на передние шины. На них ложится сразу
несколько задач - разгон, повороты, управление и торможение. А так как
сцепление их с дорогой имеет свой предел, увеличение его объема для
выполнения одной задачи обязательно снижает этот объем в других
областях. На задних колесах нагрузки очень мало, и они участвуют в
процессе езды весьма пассивно. Вот почему опытные гонщики-приверженцы
переднего привода говорят: "Газ в пол и рули - зад поедет за тобой".
Все минусы переднего привода - это плюсы привода заднего.
С переносом некоторых узлов и деталей из передней части автомобиля в заднюю улучшается баланс иуправляемость,
причем улучшается значительно. Использование задних шин для разгона
снимает часть нагрузки с передних, так что при выходе из поворота
водитель, ускоряясь, получает больше бокового сцепления с дорогой.
Именно по этой причине задний привод используется на всех получивших
мировое признание дорожных гоночных автомобилях, а также многих серийных
машинах с повышенной мощностью.
В некоторых видах автоспорта (например, в дрифте) задний привод безусловно вытесняет передний.
Еще один плюс заднего привода - стоимость ремонтных работ. Хотя цифры
могут сильно отличаться в зависимости от производителя и модели, верно
одно: если у вас, например, проблемы с коробкой на заднеприводной
машине, вам не нужно будет платить за ремонт дифференциала, как это
бывает на машинах с передним приводом. Хотя надежность переднего привода
с годами настолько улучшилась, что это перестало быть большой
проблемой.
Минусы привода на заднюю ось состоят в более высокой стоимости производства,
большем количестве деталей, которые могут поломаться, и меньшем
пространстве внутри машины. Хотя независимая задняя подвеска, которая
сейчас устанавливается на большое количество моделей с задним приводом,
позволяет расположить дифференциал и карданный вал ближе к кузову, так
что с местом в салоне стало заметно лучше.
Еще одной вечной проблемой заднего привода считается сцепление колес с
дорогой. Это вызвано тем, что на ведущую ось приходится не так уж много
веса - двигатель все же расположен впереди. Однако современная
электроника позволяет обойти и этот недостаток. Системы контроля над
сцеплением и стабилизации автомобиля позволили заднему приводу
сравняться с передним на скользких поверхностях. Хорошо помогают и
последние разработки в области автомобильной резины.
Так что же выбрать?
Полный привод! Например, Porsche уже использует такой вид
привода почти на всех своих моделях, и это идет только на пользу
мощности и управляемости. А компания Subaru со своим полным приводом
выиграла уже не один чемпионат мира по ралли (хотя в ралли и так все на
полном приводе жгут). Спор о том, что лучше, все еще продолжается и не
закончится до тех пор, пока мы не перейдем от автомобилей на летающие
капсулы.
Что касается меня лично, то даже с тесным салоном и
увеличенной сложностью механической составляющей автомобиля я все равно
остаюсь фанатом заднего привода. Мне просто нравится то ощущение,
которое получаешь при прохождении поворотов на заднем приводе. Хотя
кто-то, конечно, будет со мной не согласен.