Всем известно, приходит зима нужно переобувать своего стального друга. Но во что переобуть, и надо ли вообще это делать?
У всех уже устоялось мнение, что зимой
ездить без зимней резины очень опасно. Да, опасно, если лететь 130 по
гололеду! Дек это опасно и на зимней резине, в некоторых случаях люди
думают, что их резина выполняет функцию якоря в багажнике, который в
случае опасности их остановит.
Не подумайте, что эта статья призывает вас не покупать зимние шины!
Просто нужно объективно оценить, на
сколько оправданы затраты на покупку того товара, который вам не поможет
в ваших условиях передвижения и как правильно выбирать резину.
Например,
15 лет тому назад, никто и не слышал про зимнюю резину. Было только три
вида покрышек: новая, «лысая» и наварная. Но контраргумент всплывает
сам собой. Раньше скорости были меньше, и автомобили были не такие как сейчас.
Да, и то правда, раньше на шестерке с задним приводом зимой по гололеду
на летней резине было ехать сложнее, чем сейчас на умном
переднеприводном японце, немце или французе ... конечно это звучит, по
меньшей мере, абсурдно. Вы спросите, но если есть такие умные автомобили и такая хорошая резина, почему б не пользоваться этим всем? Как раз пользоваться всем этим и нужно, только с умом.
Вот, например, лидер прошлого года по всем тестам зимняя шина Goodyear Ultra Grip. Это не
означает, что всем нужно бежать и покупать именно такие шины. Следует
так же напомнить, что в разные годы победителями были разные бренды. На
сайтах написана официальная информация от производителя что: «На
льду эти шины демонстрируют очень хорошие сцепные свойства. А на снегу
они просто великолепны. Важно то, что и на льду, и на снегу шины
Goodyear обеспечивают машине отличную управляемость, предсказуемость
реакций».
Но вот казус вышел, по мокрому асфальту
тормозной путь этого чуда зимних дорог в два раза больше чем у всех его
соперников. Если зимняя шина рассчитана на покупателей из больших
мегаполисов, то какой смысл рекламировать то, что она отлично едет по
льду и снегу и замалчивать о том, что тормозные свойства на асфальте
мягко говоря не блещут. И такая ситуация поголовно с каждым брендом.
Можно подумать, что в мегаполисах круглогодично лежит снег слоем в 30
сантиметров. Такие шины пригодились бы жителям сел, но никак не в
мегаполисах. Шину нужно подбирать в соответствии к реалиям. Учитывайте
при выборе сцепные свойства на мокром асфальте, так как это состояние
воды преобладает на дорогах города.
Вообще чем отличается зимняя шина от летней?
Зимняя шина от летней отличается по твердости, то есть составом.
Вообще, в шинах основное это состав
резины, или говоря проще, мягкость резины и её свойства при разных
температурах. Какой бы ни был удачный рисунок протектора - неудачный или
низкокачественный материал, а также низкое качество сборки шины, может
загубить его.
Есть два вида каучуков используемых в
производстве шин: искусственный и натуральный. Первый хорошо переносит
высокие температуры вплоть до +90 °С, но абсолютно неприменим при
температурах ниже минус 10 °С. А вот с натуральным всё наоборот, он
способен работать при минус 60 °С, но не выдерживает жары. Чтобы
добиться компромисса, их смешивают. В зависимости от пропорций
получается различный температурный диапазон эксплуатации. Сразу скажу,
что во всесезонных и тем более летних шинах нет натурального каучука.
А почему бы не делать зимние шины только зимними, т.е. состоящими целиком из натурального каучука? Всё просто! Во-первых,
он очень дорогой и шины будут просто «золотыми». Дороговизна
обусловлена тем, что добывают каучук из гевеи, которая растет в Южной
Америке. Кстати, более 60% всего добываемого натурального каучука как
раз расходуется при изготовлении шин для автомобилей. Во-вторых, от шины
необходимо получить определенные прочностные показатели, чтобы шина не
была чересчур мягкой.
Таким образом, для каждых температурных
условий необходимо подбирать смесь персонально. Но так, к сожалению, не
получается, т.к. температура колеблется. И из этого вытекает следующий
совет - выбирать шины тех производителей, погодные условия которых
похожие на те, что вас ожидают в родной стране. Как вы думаете, зачем в
теплых странах зимние шины?! Исключением могут быть проверенные бренды,
которые изготавливают весь спектр шин.
Вы, наверное, слышали про всесезонные
шины. И прочитав на боковине шины гордую надпись «All Seasons»
(«Всесезонная») задумались, зачем же тогда менять шины по сезонам, а
вдруг удастся сэкономить? А дело тут в том, что эта всесезонность лишь
для определенных районов. По классификации шин это районы США, где
достаточно теплые зимы. На более суровую зиму такие шины не пойдут (если
температура опускается ниже минус 10 °С). Экономия в этом может выйти
боком, т.к. авто на таких шинах ведет себя крайне неадекватно. На
сильном морозе резина таких шин становится настолько твердая, прямо как
стекло, что не обладает даже сколь-нибудь приемлемым сцеплением.
Но какие же шины тогда выбрать, спросите вы.
Из-за того, что зимняя шина приспособлена к соответствующим действиям при низких температурах, ее состав опирается
на совсем другую смесь, нежели летняя шина. Зимняя резина является
мягкой и тем самым обеспечивает хорошую управляемость автомобиля в узком
зимнем диапазоне температур от +15 градусов до -15 градусов. Стоит,
однако, отметить, что шина используемая в зимний период при температуре
около 7 градусов поддается более быстрому стиранию, что приводит к
сокращению срока службы шин. То есть уже при 7 градусах выше нуля резина
начинает подвергаться более интенсивному износу.
Лучше брать шины проверенных фирм,
например, Nokian, Michelin, Brigestone, Continental и т.п. Шины Нокиан
лидируют, но имеют высокую цену. Мишлен не многим уступает, немного
дешевле и имеет более стабильные эксплуатационные свойства. С японскими
шинами не всё так просто и однозначно. Не желательно покупать шины,
изготовленные для внутреннего рынка Японии - их ресурс мал, возможно,
хватит на 1-2 сезона.
Стоит также обратить внимание на надпись
«Made in ...». Одна и та же фирма производит свою продукцию на разных
заводах, расположенных в разных странах. Например, Нокиан может быть как
финской, так и российской. Но, если качество громких брендов, как
Нокиан или Мишлен, например, не вызывает сомнений вне зависимости от
места производства, то по более дешевым брендам куда хуже. Они не могут
установить жесткого контроля на всех заводах, поэтому качество может
сильно розниться. В этом случае шины произведенные, например, в Турции
имеют явный брак в протекторе.
Пару слов о рейтингах
Как
уже стало традицией, перед каждым зимнем сезоном журналы и Интернет
блещут информацией о тестах резины. Но вот незадача, по каким таким
критериям оценивается качество покрышек. Иногда выясняется, что тесты
проводят на заднеприводном тяжелом автомобиле(марку авто не называем в
целях избежания черного PR). И в большинстве случаев выясняется, что
покрышки одной фирмы работают отлично на льду и укатанном снеге, а на
другом типе поверхности очень слабые показатели. А за счет количества
баллов полученных по первым двум испытаниям вырывается вперед и получает
первое место не совсем заслуженно.
Подходя к выводу, можно сказать, что для
того, чтобы обезопасить себя и остальных нужно покупать зимнюю резину.
Только нужно делать это с умом. Вы уже знаете что такое состав резины и
на что следует обращать внимание при выборе зимней резины. И скажем на
последок, что лучше всего запасаться резиной заблаговременно. Потому как
чем ближе зима, тем больше цены на этот резиново-протекторный товар