Фастфуд нового типа бывает органическим, вегетарианским и ведическим, упор
делается на свежесть продуктов и отсутствие химии.
Сегодня даже ребенок знает, что фастфуд - это вредно. От него страдают
ожирением целые нации, но никуда не денешся - рынок, реклама, культура
потребления, народ заедает стресс и экономит время. Между тем в самой идее
быстрого питания нет ничего криминального. Сегодня в разных странах мира
появляются заведения с экспериментальным, но необычным фастфудом. Фастфуд нового
типа бывает органическим, вегетарианским и ведическим, но даже в самых скромных
заведениях упор делается на свежих продуктах в правильных сочетаниях, а бургеры
в них настолько полезны, насколько это вообще допускает современная диетология,
и не содержат никакой химии.
Итак, хит-парад самых здоровых фастфуд-ресторанов планеты от forbesrussia.ru
:
Fast Good (Испания)
Сеть быстрого питания, придуманная Ферраном Адриа - создателем знаменитого
молекулярного ресторана elBulli, долгие годы возглавлявшего список лучших
ресторанов мира. Концепцию Fast Good Адриа создал практически на спор, пытаясь
доказать, что умеет делать не только молекулярную кухню и что фастфуд - это
необязательно область компромиссов. Основное меню вызывающе традиционное -
жареная картошка, гамбургеры, салаты и панини. Но в гамбургерах - только лучшая
говядина, картошка жарится на оливковом масле из Прованса, а салаты с заправками
от Адриа сделают честь и куда более дорогим ресторанам. Отдельная гордость места
- это десерты, раздел «жареный цыпленок» (которого жарят «по-мавритански»,
«по-индийски» и «традиционным манером») и испанские сэндвичи «бокадиллос» с
качественным иберийским хамоном. Кроме того, в Fast Good делают свежевыжатые
соки и собственные милкшейки без консервантов.
Где: два филиала в Мадриде и один в Сантьяго-де-Чили. Готовятся к открытию
филиалы в Барселоне, Валенсии и на Канарских островах.
Стоит попробовать: гамбургер с гуакамоле - €5,85; жареный цыпленок
по-мавритански (с кускусом, рисом басмати или картошкой) - €6,35, шоколадный
мусс с сычуаньским перцем - €1,95.
Veda (Канада)
Смелая попытка перенести на землю Торонто опыт «даббавалла» - знаменитых
бомбейских разносчиков горячей еды в офисы. Veda задумывалась именно как центр
доставки ланчей. Индийскую еду - в оригинале не самую полезную - здесь делают
максимально нежирной и облегченной. Создатели Veda стараются использовать при
готовке как можно меньше масла. Можно сказать, оно здесь вообще не используется
(кроме как при обжарке лука, и то в гомеопатических дозах). Повара Veda также не
используют масло ги и тяжелые соусы, а упирают на медленную готовку, грамотное
использование свежих специй и общие принципы ведической кулинарии. Система
доставки у них не такая изощренная и масштабная, как в Бомбее, но работает она
неплохо. Также функционируют два традиционных филиала сети, один из них - в
кампусе Университета Торонто.
Где: два отделения в Торонто.
Стоит попробовать: ланч навынос Tiffin Tali (рис, карри или дал, курица,
говядина или тофу) - $6,89; обжаренная на гриле лепешка нан с начинкой (курица,
говядина или картошка с горохом) - $4.99; карри с нутом - €6,49.
Gustorganics (США)
Первый органический ресторан в Нью-Йорке, который собирается стать сетью. Все
здесь готовится из органических продуктов, причем создатели утверждают, что
Gustorganics подходит к требованиям органического сертифицирования строже, чем
правоверные евреи - к требованиям кашрута: тут органическое вообще все, вплоть
до цветов на столах и униформы официантов. Все готовится на специально очищенной
воде, в процессе приготовления пищи используется солнечная и ветряная энергия,
кухня оборудована специальными энергосберегающими установками, а мебель сделана
из переработанной древесины. В общем, это идеальный «зеленый» ресторан с
несколько маниакальным уклоном. В меню много вегетарианских блюд, есть раздел с
безглютеновой пастой, тортильями и салатами (вообще здесь рай для тех, кто сидит
на безглютеновой диете). В целом еда очень изобретательная, идеально подходит
практически под любые представления о здоровом питании и подается с космической
скоростью. Все можно заказать на дом или купить навынос (естественно, в
упаковках из биоразлагаемого пластика и пакетах из вторично переработанной
бумаги). Нью-йоркцы считают ресторан недешевым, но для москвича это пыль.
Отдельная гордость ресторана - большое детское меню и первый на планете
органик-бар с органическими винами и коктейлями на основе фруктовых смесей.
Здесь есть даже органическая водка, ром, коньяк и джин.
Где: На сегодняшний день - лишь одно место: Нью-Йорк, 14 стрит.
Стоит попробовать: суп Gusto из репы, свеклы и пастернака - $8; салат Wild
baby (руккола, зрелые манго, карамелизованные грецкие орехи) - $9; коктейль
Immune Booster (шпинат, сельдерей, зеленые яблоки, спаржа, цедра лимона, имбирь)
- $8,95.
Red Veg (Великобритания)
Red Veg считает себя первым в мире вегетарианским фастфудом (они открылись в 2004 году).
Меню сравнительно небольшое: шесть видов бургеров, пара вегетарианских
хот-догов, три разновидности фалафеля и греческий ролл с вялеными томатами,
фетой, тхиной, оливками, перцем и салатом. И картошка. Из неожиданного -
облегченная версия долмы, фаршированные перцы и жареная мини-кукуруза. Red Veg
прекрасно представляет свою аудиторию - при желании все позиции меню могут быть
приготовлены для веганов (более радикальных вегетарианцев, которые, в частности,
не употребляют в пищу молочные продукты, то есть сыр в бургерах им не подходит).
Надо заметить, что Red Veg, несмотря на лавры первопроходца, чувствует себя не
очень хорошо - его флагманское кафе в Лондоне закрылось, хотя и имело
многолетнюю и лояльную аудиторию. (По словам хозяев, это произошло из-за
«корпоративного рейдерства».) Сегодня осталось лишь кафе в Брайтоне. Кстати, у
нью-йоркских последователей Red Veg - вегетарианской сети Zenburger, открывшейся
в 2008-м, - дела идут получше.
Где: по состоянию на лето 2010 года - единственный филиал в Брайтоне.
Стоит попробовать: мексиканский бургер с перцами халапеньо и гуакамоле -
£3,5; фалафель с кориандром и петрушкой - £4,35; греческий ролл - £4,35.
Pret a Manger (Великобритания)
Самая заслуженная из сетей здорового питания открылась в Лондоне в 1986 году.
Москвичи с концепцией этой сети прекрасно знакомы благодаря ее неофициальным
российским двойникам - сетям «5 звезд» и «Прайм», скопировавшим у англичан все,
вплоть до расположения стендов и оформления вывесок (сама Pret A Manger в России
не представлена). Аудитория Pret a Manger - это офисный клерк, выбежавший в
обеденный перерыв, чтобы купить себе ланч в коробочке. Именно на таких посетителей
и ориентировались основатели сети: они хотели, чтобы сэндвичи были свежими и
готовились на месте, желательно из цельнозернового хлеба, чтобы в салатах и
десертах не было неприятных пищевых добавок, подсластителей и консервантов и
чтобы всегда можно было купить свежие соки. Сейчас эта концепция не выглядит
такой уж радикальной, но в Pret a Manger по-прежнему можно быстро и довольно
вкусно перекусить, а меню у них более чем разнообразное: от чипсов из свеклы и
репы до мисо-супа. И довольно часто обновляется - в мае, например, подавали
бутерброд с копченой макрелью и вареными яйцами.
Где: 225 заведений, подавляющее большинство - в Великобритании.
Стоит попробовать: фалафель с хумусом, йогуртом, заатаром, базиликом и
шпинатом на кусочке цельнозернового хлеба - £2,8; йогурт с вишневым соусом,
орешками, овсянкой и медом - £1,80; сэндвич с курицей и авокадо - £2.
Mosburger (Япония)
Это вторая по величине сеть предприятий быстрого питания в Японии, ближайший
японский конкурент «Макдоналдса». Главное их изобретение - рисовый бургер, в
котором традиционная булочка заменена на рисовую лепешку с добавлением пшена и
ячменя. Линейка рисовых бургеров довольно обширна и включает в себя довольно
экзотические варианты - с корнем лопуха и морковным рисом, с курицей, тертым
дайконом и соевым соусом, с креветками и водорослями, с авокадо и васаби, а
также с угрем. Во всех филиалах японской сети используется только качественная
тасманийская говядина и фермерские овощи. Каждый бургер снабжается написанной от
руки табличкой, в которой указывается имя работника, его сделавшего, и названия
ферм-поставщиков ингредиентов. Посетители также уважают местный кукурузный
суп.
Где: помимо Японии, присутствует на Тайване, в Китае, Гонгонге, Индонезии,
Таиланде и Сингапуре. Есть пробный филиал в Штатах.
Стоит попробовать: рисовый бургер с угрем и сушеными водорослями - $3,70;
рисовый бургер с морковью и листом нори - $3,35; мороженое из зеленого чая с
бобами адзуки - $2,95.
Loving Hut (Тайвань)
Громадная сеть вегетарианских ресторанов быстрого питания, основанная
Верховным Мастером Сумой Чинг Хай - довольно странной уроженкой Вьетнама,
практикующей изобретенный ею метод медитации «Гуань Инь». Помимо занятий
медитацией, Чинг Хай торгует одеждой, лампами и ювелирными украшениями
собственного дизайна и пропагандирует вегетарианство. В том числе - путем
открытия новых филиалов своей сети. В самих ресторанах, впрочем, о Чинг Хай
напоминает разве что 24-часовой зомбирующий телеканал Supreme Master Television,
которым развлекают посетителей. В остальном здесь вполне приличная и
разнообразная еда азиатского толка - вегетарианские версии тайских, вьетнамских,
китайских и монгольских бестселлеров (суп фо, пад тай, баклажаны по-сычуаньски и
т. д). Также здесь много блюд из тофу - даже мороженое. Loving Hut широко
представлена в Азии, но запрещена в Китае, где деятельность Чинг Хай
квалифицируется как сектантская. Попадается кое-где в Европе (в частности, в
Чехии, Австрии и Германии) и довольно популярна в Штатах - американцы особенно
любят ее псевдомясные блюда: жареных соевых «цыплят» и «креветок» из батата.
Где: отделения в 18 странах мира, больше всего - на Тайване, в Корее,
Монголии, Индонезии и в США.
Стоит попробовать: Spicy Cha Cha (острые «креветки» из батата) - $9; Champion
Burger (гамбургер с грибами и соевым бифштексом) - $9; Crispy Mushroom Delight
(жареные вешенки) - $12.
Soup Stock Tokyo (Япония)
Очень модная сеть с супами, открытая бывшим сотрудником «Мицубиси» Масамиши
Тоямой, в свободное время занимавшимся арт-проектами. Soup Stock и был придуман
прежде всего как арт-проект - Тояма сам разработал интерьер (черно-белый, чтобы
цветные супы смотрелись выгоднее), придумал подносы из дерева и нарисовал
бизнес-план в виде истории с картинками, после чего составил список из 40
экспериментальных супов, которые удобно подавать в картонных стаканчиках и брать
навынос. В первые годы после открытия сеть едва не прогорела - выяснилось, что
себестоимость качественных супов гораздо выше, чем предполагал Тояма. Но в конце
концов дело пошло, сеть приобрела почти культовый статус, а в 2010 году журнал
Monocle назвал Soup Stock в числе двадцати лучших заведений мира. Тем не менее
за пределы Японии Soup Stock пока выдвигаться не намерен.
Где: 30 отделений в Японии.
Стоит попробовать: тыквенный суп из Хоккайдо - ¥480; суп с овощами, зеленью и
водорослями комбу - ¥480; биск с лобстером - ¥480.
Evos (США)
С виду это классический американский дайнер с классическим же репертуаром:
бургеры, картошка и шейки. На самом же деле Evos специализируется на
высокотехнологичных версиях традиционных блюд. Картошка фри у них,
например, не жарится в масле, а обдувается горячим воздухом, в результате чего
жира в ней на 50-70% меньше, чем в обычной картошке фри. Точно так же готовится
и курица для куриных бургеров. Домашнюю птицу для Evos берут на небольщих
фермах, зелень для салатов - только органическую, а милкшейки делаются на месте
из органического молока, сахара и фруктов, без консервантов и искусственных
подсластителей. В остальном - похожий подход: говядина в бургерах -
гарантированно без гормонов и антибиотиков, все что можно - обезжиренное,
кое-где мясо заменено соей и рисом. В целом Evos не притворяется, что гамбургер
с картошкой - это самая полезная еда на свете, но довольно артистично делает ее
настолько безвредной, насколько это вообще возможно.
Где: пять заведений во Флориде, три в Джорджии, по одному - в Северной
Каролине и Калифорнии.
Стоит попробовать: бургер с острым филе карпа, помидорами, салатом латук,
луком и соусом из подкопченного перца чипотль - $5; тайский ролл с курицей,
острой ореховой заправкой, рисом, зеленью, рисовой лапшой и шпинатовой лепешкой
- $4,5; милкшейк с манго и гуавой - $2.
Mamido Burger (Япония)
Полезным это место точно не назовешь, но это, безусловно, самый остроумный
фастфуд во вселенной. Mamido Burger торгует, как следует из названия, бургерами,
картошкой и содовой - но только на самом деле это все десерты. В фирменном
«мамидо бургере» булочка - это бисквит, котлета внутри сделана из шоколадного
мусса, а соленые огурцы - из киви. В «фишбургере» - начинка из банана, а соус
тартар - это взбитые сливки. Картошка фри, с двух шагов неотличимая от картошки
из «Макдоналдса», сделана из обжаренного бисквита с кремовой начинкой; кетчуп
здесь - из малинового соуса.
Где: единственное отделение в Токио временно закрыто; компания подыскивает
новое место. Пока что сладкие гамбургеры можно купить в их онлайн-магазине.
Стоит попробовать: «мамидо бургер» - ¥1650; картошка фри из печенья - ¥380.