Дурманящие запахи, стильные интерьеры,
приправы в стиках и улыбчивые барышни взамен столовского супа, дырявого
тюля и пожилых кассирш. На революцию в городской культуре питания в
Украине ушло 14 лет, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20
25 мая 1997 года у станции метро «Лукьяновская» киевляне праздновали
открытие первого в стране сетевого ресторана «Макдоналдс». В заведение
шли семьями, с нарядно одетыми детьми, букетами воздушных шаров и
цветами. У входа в ресторан собралось около трёх сотен человек. Этот
день вошёл в историю как официальная дата начала эпохи украинского
фастфуда.
Мяса и зрелищ
«Отстояв сумасшедшую очередь, я с родителями
попал в ресторан, – вспоминает 29-летний киевлянин Алексей Бугрило. –
Счастью не было предела, особенно когда мне подарили значок с эмблемой
«Макдоналдса». Его нельзя было ни выменять, ни купить, одноклассники
завидовали. Лет через пять я подарил раритет любимой девушке». Вкус
первого в своей жизни гамбургера Алексей не запомнил. Другое дело – вид
пенопластовых контейнеров для бутербродов и коктейльных соломинок,
способных вмиг превратить обычного школьника в супермена.
Магия
«Макдоналдса» распространялась не только на детей. Непривычный вкус
гамбургеров надолго стал темой для обсуждения даже у видавших виды
домохозяек. Проявлением студенческого шика было приглашение девушки на
колу и порцию картошки фри. Не обходили вниманием новую еду даже
состоятельные граждане в малиновых пиджаках. «Стоять в очередях им не
позволял статус, да и считалось, что у них времени не было, –
рассказывает Алексей. – Мальчишки быстро организовали бизнес: принимали
заказ у владельцев иномарок и за плату приносили еду в автомобили». Не
отставали от моды и пенсионеры, оценившие скидки для первых посетителей.
Приходя в заведение к открытию, вскладчину делали заказ и делили его на
несколько человек. Через пару лет число посетителей «Макдоналдса»
исчислялось миллионами.
Семь лет один ответ
«Постперестроечный
народ хотел праздника, – считает историк Валентина Конкина. – За этим и
шли в «Макдоналдс». Кроме того, начало эпохи фастфуда в Украине совпало
с концом эпохи общепита. После распада СССР в столовых кормили
отвратительно, размазанное по тарелке картофельное пюре и резиновые
котлеты есть было невозможно. Миф о прекрасном научно организованном
общественном питании уже не работал. Нужна была новая сказка о
заграничной чудо-еде, которой все насытятся за две копейки».
Семи
лет, отделявших провозглашение независимости от открытия «Макдоналдса»,
украинцам хватило для того, чтобы осознать: не только столовые, но и
привычная уличная «быстрая еда» – блины, пончики, перепички, ливерные
пирожки-«тошнотики» – перестала быть помощницей в организации питания.
После крушения советской системы общепита, управлявшейся
централизованно, большая часть подобных точек приказала долго жить.
«Дольше всех продержались заведения с унылым названием «Кулинария», –
рассказывает одесский ресторатор Ирина Гвоздь, – где можно было не
только поесть, но и взять еду с собой. В 90-х там предлагали тушёную
капусту, засохший винегрет и ложку горчицы. На такое меню даже очень
голодный человек решался не сразу». Новомодные пиццерии, стейк-хаусы и
кофейни, открытые предпринимателями, большинству оказались не по
карману. Альтернативой стали более экономичные заведения сетевого
фастфуда.
Трали-вали, жили-были
К 2000
году Украину накрыла волна увлечения китайским фастфудом. Городскими
хитами стали заведения с экзотической кухней и бумажными
фонариками-люстрами. «Я обедал в «Восточных традициях» на бульваре Леси
Украинки, – рассказывает киевлянин Игорь Бессонов. – Рыба под
кисло-сладким соусом, курица с ананасами, фрукты в карамели. Сначала
очень нравилось, но пряный вкус быстро приелся». Позже в моду вошла
итальянская и японская кухни, затем – родная украинская. Сетевые «Три
товстуна», «Домашняя кухня», «Два гуся», «Пузата хата», «Трали-вали»,
«Жили-были» предлагали свежеприготовленную пищу или супербыструю еду из
полуфабрикатов. «Наш ответ Чемберлену – «синтетическая» еда с
национальным колоритом – лично меня полностью устраивает, – делится
Бессонов. – Но если я хочу познакомить с украинской кухней приезжих, то
выбираю «Пузату хату» или «Два гуся». Там пища действительно аутентичная
и готовят её на месте. Получается почти как дома». По мнению г-на
Бессонова, сеть «Швидко» в чести у иностранцев: «Картошка почти как в
«Макдоналдсе», а всё остальное приготовлено так, что не остаётся
сомнений: вкусом, цветом, запахом и формой блюд управляют не шеф-повара,
а фабричные технологи. Для многих американцев, японцев и многих
европейцев это несомненное достоинство».
Вместе
с индустрией фастфуда развивалась и её целевая аудитория – люди 18–35
лет. Для самых юных, не знакомых с ужасами советского общепита, быстрая
еда в ресторанах стала частью образа жизни. Молодое поколение умудряется
использовать неудобный для развлечений формат фастфуда по полной
программе – в ресторанах назначаются встречи с друзьями, способными на
общение под грохот подносов и звон посуды. Люди постарше, невольно
вовлекаясь в новые условия труда и отдыха, с удивлением отмечали, как
быстро меняется гастрономический мир.
«Столовые и буфеты на
производстве уходили в прошлое, – отмечает Исай Фельдман, бывший
руководитель Киевресторантреста и нынешний президент Ассоциации
ресторанного бизнеса. – Их негде устраивать – за каждый метр арендуемой
территории нужно платить. Рестораторы быстро сориентировались и
организовали не только фастфуд, но и дешёвые комплексные обеды для
офисных работников в заведениях обычного формата. Так что, в отличие от
советских времён, когда ресторан посещали с целью шикануть, туда стали
ходить, чтобы перекусить».
Битва гигантов
Г-н
Фельдман уверен, что будущее отечественной культуры питания за
фастфудом, главным потребителем которого в Украине был и будет средний
класс: «Пока нашим бизнесменам с американцами тягаться трудно.
Украинский фастфуд серьёзную конкуренцию «Макдоналдсу» ещё не создал».
С
Фельдманом спорит диетолог Владислав Немченко, ярый противник быстрой
еды и связанной с ней технологией: «Индустриальное питание – неважно, в
ресторане или дома, – это борьба корпораций в наших желудках. Всё
слишком технологично». Г-н Немченко уверен, что за последние 15 лет
наши представления о вкусной и здоровой пище в корне изменились: «Музыку
заказывают западные компании, для которых проблема физиологии питания
вообще не проблема. В итоге мы едим, что попало, болеем и толстеем».
Психолог
Анна Воробей уверена, что фастфуд – это культура, и не только питания:
«Это жизнь на высокой скорости. Люди едят на ходу, делая шопинг или
заправляя автомобиль бензином. Важным становится упаковка пищи, её
товарный вид. На мысли о качестве и производителях нет времени». По
мнению г-жи Воробей современные горожане перестают творчески относиться
ко всему, что связано с едой. «В кругу моих знакомых почти не осталось
тех, кто умеет заваривать чай, – сетует Анна. – Пакетированная
продукция сделала своё дело». По мнению психолога, традиция
обстоятельно чаёвничать с баранками и беседами – отличная бытовая
психотерапия, которую, как и многие другие «медленные» традиции, у нас
отнял стремительный стиль жизни. «Посмотрите, что выходит из попыток
возродить национальный фастфуд, который, кстати, существует в кухнях
всех народов мира, – сокрушается г-жа Воробей. – В нашем случае это
пирожки, блины, пышки, вареники, пончики. Изменилось всё, начиная с
внешнего вида изделия и заканчивая его сроком хранения. Новые технологии
диктуют вкусовые стандарты».
Что называют фастфудом
Фастфуд
(fast food) – термин, обозначающий культуру быстрого приготовления и
потребления блюд. Этот сервис предлагает ограниченное меню, среднюю
сумму чека $3–5, укороченное время обслуживания – от 1 до 7 минут на
посетителя. Время пребывания посетителя в ресторане – не более 30 минут,
что достигается за счёт тесной расстановки мебели, агрессивных цветов в
интерьере и фонового шума. Понятие фастфуда связано с развитием
индустриального общества, представители которого ежедневно решают
проблему питания вне дома.
По-быстромуВице-президент киевской Ассоциации шеф-поваров Игорь Рыбалка поделился с Фокусом своим отношением к фастфудуО чернобыльской картошкеВ
начале 90-х я занимался экологией, работал в НИИ. Бывал на
Чернобыльской АЭС в научных командировках. В местной столовой,
«Кормоцехе», давали невиданное в общепите чудо – картошку фри, а также
жареное мясо, соки, минералку.
О сервисеОт
посетителей не было отбоя. Обслуживали быстро, клиенты надолго не
задерживались. «Кормоцех» был типичным заведением быстрого питания.
О том, как у нихВ
1994-м во Франции я попал в «Макдоналдс». Поразили очереди, состоящие
сплошь из местных. В ресторане было полно детей всех возрастов – как у
нас сегодня. Продуктовый кризис, которым нередко объясняют популярность
фастфуда, не при чём.
О местных особенностяхЯ люблю украинскую кухню. Но у быстрой еды, выросшей на местной почве, есть особенность: со временем её качество снижается.
Фокус