Дурманящие запахи, стильные интерьеры, 
приправы в стиках и улыбчивые барышни взамен столовского супа, дырявого 
тюля и пожилых кассирш. На революцию в городской культуре питания в 
Украине ушло 14 лет, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20
25 мая 1997 года у станции метро «Лукьяновская» киевляне праздновали 
открытие первого в стране сетевого ресторана «Макдоналдс». В заведение 
шли семьями, с нарядно одетыми детьми, букетами воздушных шаров и 
цветами. У входа в ресторан собралось около трёх сотен человек. Этот 
день вошёл в историю как официальная дата начала эпохи украинского 
фастфуда.
Мяса и зрелищ
«Отстояв сумасшедшую очередь, я с родителями
 попал в ресторан, – вспоминает 29-летний киевлянин Алексей Бугрило. – 
Счастью не было предела, особенно когда мне подарили значок с эмблемой 
«Макдоналдса». Его нельзя было ни выменять, ни купить, одноклассники 
завидовали. Лет через пять я подарил раритет любимой девушке». Вкус 
первого в своей жизни гамбургера Алексей не запомнил. Другое дело – вид 
пенопластовых контейнеров для бутербродов и коктейльных соломинок, 
способных вмиг превратить обычного школьника в супермена.
Магия 
«Макдоналдса» распространялась не только на детей. Непривычный вкус 
гамбургеров надолго стал темой для обсуждения даже у видавших виды 
домохозяек. Проявлением студенческого шика было приглашение девушки на 
колу и порцию картошки фри. Не обходили вниманием новую еду даже 
состоятельные граждане в малиновых пиджаках. «Стоять в очередях им не 
позволял статус, да и считалось, что у них времени не было, – 
рассказывает Алексей. – Мальчишки быстро организовали бизнес: принимали 
заказ у владельцев иномарок и за плату приносили еду в автомобили». Не 
отставали от моды и пенсионеры, оценившие скидки для первых посетителей.
 Приходя в заведение к открытию, вскладчину делали заказ и делили его на
 несколько человек. Через пару лет число посетителей «Макдоналдса» 
исчислялось миллионами.
Семь лет один ответ
«Постперестроечный
 народ хотел праздника, – считает историк Валентина Конкина. – За этим и
 шли в «Макдоналдс». Кроме того, начало эпохи фастфуда в Украине совпало
 с концом эпохи общепита. После распада СССР в столовых кормили 
отвратительно, размазанное по тарелке картофельное пюре и резиновые 
котлеты есть было невозможно. Миф о прекрасном научно организованном 
общественном питании уже не работал. Нужна была новая сказка о 
заграничной чудо-еде, которой все насытятся за две копейки».
Семи
 лет, отделявших провозглашение независимости от открытия «Макдоналдса»,
 украинцам хватило для того, чтобы осознать: не только столовые, но и 
привычная уличная «быстрая еда» – блины, пончики, перепички, ливерные 
пирожки-«тошнотики» – перестала быть помощницей в организации питания. 
После крушения советской системы общепита, управлявшейся 
централизованно, большая часть подобных точек приказала долго жить. 
«Дольше всех продержались заведения с унылым названием «Кулинария», – 
рассказывает одесский ресторатор Ирина Гвоздь, – где можно было не 
только поесть, но и взять еду с собой. В 90-х там предлагали тушёную 
капусту, засохший винегрет и ложку горчицы. На такое меню даже очень 
голодный человек решался не сразу». Новомодные пиццерии, стейк-хаусы и 
кофейни, открытые предпринимателями, большинству оказались не по 
карману. Альтернативой стали более экономичные заведения сетевого 
фастфуда.
Трали-вали, жили-были
К 2000 
году Украину накрыла волна увлечения китайским фастфудом. Городскими 
хитами стали заведения с экзотической кухней и бумажными 
фонариками-люстрами. «Я обедал в «Восточных традициях» на бульваре Леси 
Украинки, – рассказывает киевлянин Игорь Бессонов. – Рыба под 
кисло-сладким соусом, курица с ананасами, фрукты в карамели. Сначала 
очень нравилось, но пряный вкус быстро приелся». Позже в моду вошла 
итальянская и японская кухни, затем – родная украинская. Сетевые «Три 
товстуна», «Домашняя кухня», «Два гуся», «Пузата хата», «Трали-вали», 
«Жили-были» предлагали свежеприготовленную пищу или супербыструю еду из 
полуфабрикатов. «Наш ответ Чемберлену – «синтетическая» еда с 
национальным колоритом – лично меня полностью устраивает, – делится 
Бессонов. – Но если я хочу познакомить с украинской кухней приезжих, то 
выбираю «Пузату хату» или «Два гуся». Там пища действительно аутентичная
 и готовят её на месте. Получается почти как дома». По мнению г-на 
Бессонова, сеть «Швидко» в чести у иностранцев: «Картошка почти как в 
«Макдоналдсе», а всё остальное приготовлено так, что не остаётся 
сомнений: вкусом, цветом, запахом и формой блюд управляют не шеф-повара,
 а фабричные технологи. Для многих американцев, японцев и многих 
европейцев это несомненное достоинство».
Вместе
 с индустрией фастфуда развивалась и её целевая аудитория – люди 18–35 
лет. Для самых юных, не знакомых с ужасами советского общепита, быстрая 
еда в ресторанах стала частью образа жизни. Молодое поколение умудряется
 использовать неудобный для развлечений формат фастфуда по полной 
программе – в ресторанах назначаются встречи с друзьями, способными на 
общение под грохот подносов и звон посуды. Люди постарше, невольно 
вовлекаясь в новые условия труда и отдыха, с удивлением отмечали, как 
быстро меняется гастрономический мир.
«Столовые и буфеты на 
производстве уходили в прошлое, – отмечает Исай Фельдман, бывший 
руководитель Киевресторантреста и нынешний президент Ассоциации 
ресторанного бизнеса. – Их негде устраивать – за каждый метр арендуемой 
территории нужно платить. Рестораторы быстро сориентировались и 
организовали не только фастфуд, но и дешёвые комплексные обеды для 
офисных работников в заведениях обычного формата. Так что, в отличие от 
советских времён, когда ресторан посещали с целью шикануть, туда стали 
ходить, чтобы перекусить».
Битва гигантов
Г-н
 Фельдман уверен, что будущее отечественной культуры питания за 
фастфудом, главным потребителем которого в Украине был и будет средний 
класс: «Пока нашим бизнесменам с американцами тягаться трудно. 
Украинский фастфуд серьёзную конкуренцию «Макдоналдсу» ещё не создал».
С
 Фельдманом спорит диетолог Владислав Немченко, ярый противник быстрой 
еды и связанной с ней технологией: «Индустриальное питание – неважно, в 
ресторане или дома, – это борьба корпораций в наших желудках. Всё 
слишком технологично». Г-н Немченко уверен, что за последние 15 лет 
наши представления о вкусной и здоровой пище в корне изменились: «Музыку
 заказывают западные компании, для которых проблема физиологии питания 
вообще не проблема. В итоге мы едим, что попало, болеем и толстеем».
Психолог
 Анна Воробей уверена, что фастфуд – это культура, и не только питания: 
«Это жизнь на высокой скорости. Люди едят на ходу, делая шопинг или 
заправляя автомобиль бензином. Важным становится упаковка пищи, её 
товарный вид. На мысли о качестве и производителях нет времени». По 
мнению г-жи Воробей современные горожане перестают творчески относиться 
ко всему, что связано с едой. «В кругу моих знакомых почти не осталось 
тех, кто умеет заваривать чай, – сетует Анна. – Пакетированная 
продукция  сделала своё дело». По мнению психолога, традиция 
обстоятельно чаёвничать с баранками и беседами – отличная бытовая 
психотерапия, которую, как и многие другие «медленные» традиции, у нас 
отнял стремительный стиль жизни. «Посмотрите, что выходит из попыток 
возродить национальный фастфуд, который, кстати, существует в кухнях 
всех народов мира, – сокрушается г-жа Воробей. – В нашем случае это 
пирожки, блины, пышки, вареники, пончики. Изменилось всё, начиная с 
внешнего вида изделия и заканчивая его сроком хранения. Новые технологии
 диктуют вкусовые стандарты».
Что называют фастфудом
Фастфуд
 (fast food) – термин, обозначающий культуру быстрого приготовления и 
потребления блюд. Этот сервис предлагает ограниченное меню, среднюю 
сумму чека $3–5, укороченное время обслуживания – от 1 до 7 минут на 
посетителя. Время пребывания посетителя в ресторане – не более 30 минут,
 что достигается за счёт тесной расстановки мебели, агрессивных цветов в
 интерьере и фонового шума. Понятие фастфуда связано с развитием 
индустриального общества, представители которого ежедневно решают 
проблему питания вне дома.
По-быстромуВице-президент киевской Ассоциации шеф-поваров Игорь Рыбалка поделился с Фокусом своим отношением к фастфудуО чернобыльской картошкеВ
 начале 90-х я занимался экологией, работал в НИИ. Бывал на 
Чернобыльской АЭС в научных командировках. В местной столовой, 
«Кормоцехе», давали невиданное в общепите чудо – картошку фри, а также 
жареное мясо, соки, минералку.
О сервисеОт 
посетителей не было отбоя. Обслуживали быстро, клиенты надолго не 
задерживались. «Кормоцех» был типичным заведением быстрого питания.
О том, как у нихВ
 1994-м во Франции я попал в «Макдоналдс». Поразили очереди, состоящие 
сплошь из местных. В ресторане было полно детей всех возрастов – как у 
нас сегодня. Продуктовый кризис, которым нередко объясняют популярность 
фастфуда, не при чём.
О местных особенностяхЯ люблю украинскую кухню. Но у быстрой еды, выросшей на местной почве, есть особенность: со временем её качество снижается.
 Фокус