Заметки на все случаи жизни
(c) Serg
Главная | Регистрация на новом месте жительства | Регистрация | Вход
Среда
19.06.2019
14:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Вопрос:

Мой сын учится на стационаре в Киеве, живет в общежитии, его попросили выписаться из Черкасс для прописки в общежитии. Однако в Черкассах он имеет собственное жилье, где прописан один, и личный счет на свое имя. О регистрации (не прописке) комендант и слышать не хочет. Разъясните различие между пропиской и регистрацией. Где может зарегистрироваться студент?
 
Ответ юриста:

Понятие "прописка" является рудиментом советской правовой системы. Прописка предусматривала разрешительный порядок выбора лицом места жительства. "Прописаться" в жилом помещении имели право только наниматели (владельцы) таких помещений и их близкие родственники. Другие лица не имели права на прописку. Прописка существовала в Украине до 14 ноября 2001 года, когда по Решению Конституционного Суда Украины положение относительно "прописки (выписки)" было признано не соответствующим Конституции Украины (неконституционным). С момента принятия Конституционным Судом указанного Решения, то есть с 14 ноября 2001 года, "прописки" в Украине не существует. (Об этом "Товарищ" писал неоднократно, в том числе в 70 за 6 сентября 2005 года в публикации под названием "Еще раз о регистрации места жительства"). Вместо прописки в Украине существует понятие "регистрация места жительства", что установлено Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" от 11.12.2003 1382-IV.

Поэтому требования коменданта общежития, где проживает сын читательницы, абсолютно обоснованы. Для регистрации нового места жительства необходимо сначала сняться с регистрации со старого места жительства и получить соответствующий талон снятия с регистрации (в двух экземплярах).

Что касается порядка регистрации, то он не зависит от того, является ли человек студентом или нет. В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" любой гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, обязаны в течение десяти дней по прибытии на новое место зарегистрировать свое место жительства. Регистрация места жительства данного лица осуществляется соответствующими подразделениями службы гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц органов внутренних дел. Документы на регистрацию подаются "соответствующим жилищно-коммунальным предприятиям органов местного самоуправления, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, жилищно-строительным кооперативам, объединениям совладельцев многоквартирного дома и молодежным жилищным комплексам, которые самостоятельно осуществляют обслуживание домов, уполномоченным лицам в сельских, поселковых советах, жилищно-коммунальным органам, которые обслуживают ведомственный жилищный фонд, в том числе военные городки, другие объекты и территории" (пункт 6 "Временного порядка регистрации физических лиц по месту жительства", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 35). В общежитиях документы на регистрацию, как правило, подаются комендантам общежитий, которые передают их в соответствующие подразделения службы гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц органов внутренних дел.

Для осуществления регистрации места жительства необходимо подать такие документы:

- письменное заявление (за детей в возрасте до 15 лет такое заявление подают их родители или опекуны, дети в возрасте от 15 до 18 лет подают заявление лично);

- паспорт (для детей - свидетельство о рождении);

- квитанция об уплате государственной пошлины;

- два экземпляра талона снятия с регистрации.

Законом запрещается требовать для регистрации места жительства представления лицом других документов. Заявление лица о регистрации места жительства является единственным основанием для регистрации места жительства лица.

В конце хотел бы успокоить читательницу относительно снятия с регистрации места жительства ее сына в Черкассах, где он имеет собственное жилье. Если имеется в виду, что сын читательницы является владельцем такого жилья, то снятие с регистрации места жительства не означает прекращения права собственности на такое жилье или ограничения любых его прав как владельца на владение, пользование или распоряжение таким жильем. Более того, согласно подпункту 1) пункта 29 "Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной, горячей водой и водоотводу", утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины 630 от 21.07.2005, сын читательницы в случае снятия его с регистрации места жительства и регистрацией по месту учебы будет иметь право на уменьшение размера платы за жилищно-коммунальные услуги. Для этого ему необходимо будет подать в соответствующее жилищно-коммунальное предприятие заявление и справку с места временного проживания или места учебы.

Вопрос:

Является ли обязательной прописка, регистрация всех членов семьи в одном населенном пункте по месту их фактического обитания и работы? У нас трехкомнатная квартира, приватизированная на 4-х лиц, два сына, на каждого по 11 кв. м. Один сын с двумя детьми снимает квартиру. Второй сын вместе с женой и тремя детьми живут вместе с нами уже около 7 лет. Оба работают в Донецке. Однако его жена зарегистрирована там, где родилась, - в поселке Донецкой области. Мой сын решил приобрести квартиру по ипотечному кредитованию. Для этого нужно стать на квартирный учет в райисполкоме по месту фактического обитания. Исполком отказал в постановке на квартирный учет на том основании, что жена зарегистрирована в другом населенном пункте, там, где родилась, хотя там она также не имеет жилья. По мнению исполкома, для постановки на очередь нужно не только фактически проживать и работать в одном населенном пункте, но и зарегистрировать (прописать) в данном населенном пункте всех членов семьи. Наличие трех детей, которые проживают, учатся и ходят в детский сад по месту регистрации и обитания мужа, во внимание не принимается. В связи с тем, что оба сына имеют семьи, выполнить это условие проблематично. Правомерно ли требование исполкома?
 
Ответ юриста:

Считаю, что отказ должностных лиц совета в постановке на квартирный учет ввиду отсутствия регистрации по месту жительства является неправомерным, поскольку это прямо не предусмотрено законом.

Так, статьей 19 Конституции Украины установлено следующее:

"Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины".

Порядок подачи заявления о взятии на квартирный учет и перечень необходимых для этого документов определяется "Правилами учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР", утвержденных Постановлением Совета Министров УССР от 11.12.1984 470 (далее - Правила), и другими нормативными актами Украины. Ни одним законом или нормативным актом не предусмотрено представление справки о регистрации места жительства для взятия на квартирный учет. Пунктом 18 Правил, которым именно и устанавливается перечень документов, необходимых для постановки на квартирный учет, предусмотрено представление справки с места жительства о составе семьи и прописке, выдаваемой организацией, которая осуществляет эксплуатацию жилого дома, или гражданином, который имеет в частной собственности жилой дом (часть дома), квартиру. Как отмечено выше, Решением Конституционного Суда Украины с 14 ноября 2001 года институт "прописки" признан неконституционным. То есть получить справку о "прописке" невозможно, поскольку не существует самой "прописки". Поэтому должностные лица совета не могут требовать и представления справки о регистрации места жительства, поскольку это прямо не предусмотрено законом.

Вместе с тем для постановки на квартирный учет необходимо представить доказательства места жительства (статья 39 Жилищного кодекса Украины). Понятие "место жительства" имеет несколько определений в действующем законодательстве, причем эти определения неодинаковы. Поэтому имеет смысл сравнить эти определения для того, чтобы выяснить, какое из них должно применяться при постановке на квартирный учет.

Так, согласно пунктам 1 и 6 статьи 29 Гражданского кодекса Украины:

- "Местом жительства физического лица является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и тому подобное), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно.

- Физическое лицо может иметь несколько мест жительства...".

Статьей 3 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине" место жительства определено как "административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в году", а местом пребывания соответственно является "административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году".

Пунктом 2 статьи 4 Гражданского кодекса Украины определено, что "основным актом гражданского законодательства Украины является Гражданский кодекс Украины". Гражданским кодексом Украины регулируются все личные неимущественные и имущественные отношения, кроме налоговых, бюджетных и имущественных отношений, которые основаны на административном или другом властном подчинении одной стороны другой стороне (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Украины).

Закон Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине", согласно его преамбуле, "регулирует отношения, связанные со свободой передвижения и свободным выбором места жительства в Украине.., а также определяет порядок реализации свободы передвижения и свободного выбора места жительства и устанавливает случаи их ограничения".

То есть понятие места жительства, определенное в Гражданском кодексе Украины, имеет широкое значение и должно учитываться во всех отношениях, за исключением тех, которые не касаются затронутого читателем вопроса. В то же время понятие места жительства, представленное в Законе Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине", имеет более узкое применение - при регулировании отношений, связанных со свободой передвижения и свободным выбором места жительства, и определяет порядок регистрации места жительства.

Кроме того, пунктом 3 "Временного порядка регистрации физических лиц по месту жительства", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины 35 от 16.01.2003 (именно на основании этого Временного порядка и происходит на данный момент регистрация места жительства физических лиц), понятие "место жительства" определено в соответствии с Гражданским кодексом Украины: "Местом жительства физического лица является место, где оно постоянно или преимущественно проживает как владелец жилого дома (помещения), по договору найма, поднайма, аренды или на других основаниях, предусмотренных законодательством Украины".

Учитывая изложенное выше, считаю, что требования должностных (служебных) лиц исполнительного органа совета о предоставлении справки о регистрации места проживания являются неправомерными, поскольку они противоречат закону, которым прямо это не предусмотрено. Доказательствами проживания совершеннолетнего лица могут быть не только справка с места жительства, но и любые другие документы: договор аренды (найма, поднайма), займа жилого помещения, справка с места работы, письменные объяснения соседей, членов семьи и тому подобное. Все они являются доказательствами, которые свидетельствуют, что лицо по определенному адресу постоянно, преимущественно или временно проживает. Поэтому отказ исполнительного органа совета в постановке на квартирный учет может быть обжалован в административном суде.

Хотел бы еще раз напомнить (см. публикацию в "Товарище" 70 за 6 сентября 2005 года под названием "Еще раз о регистрации места жительства), что регистрация нового места жительства является обязанностью. Каждый гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, проживающий в Украине на законных основаниях, обязан зарегистрировать свое место жительства в течение десяти дней по прибытии на новое место жительства (статья 6 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине").

Проживание без регистрации есть, согласно статье 197 Кодекса Украины об административных правонарушениях, правонарушением, которое влечет за собой административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от одного до трех необлагаемых налогом минимальных доходов граждан (от 17 до 51 гривни).

Вместе с тем, факт отсутствия регистрации по определенному адресу у совершеннолетнего лица не является неопровержимым доказательством его непроживания по даному адресу и тем более не является основанием для отказа во взятии такого лица на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий (квартирный учет) по месту жительства.

Дмитрий КРУПНИК, адвокат
Форма входа
Поиск
Карта пробок
Пробки на Яндекс.Картах
Погода
Валюта и металлы
Курсы наличного обмена на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Курсы НБУ на сегодня
Все АЗС
Полезные странички
  • Кредит. Расчет
  • Читать, читать...
  • ООО "Масалет"
  • ПП "Автократ"
  • Видеопробки
  • Заправки WOG
  • Заправки ОККО
  • Дороги Украины
  • Дороги Navizor
  • Дороги Автострада
  • Кадастрова карта
  • Правозащитные организации
  • Автоподставы
  • Полезные ссылки
  • Площадь, расстояние на карте
  • Каталог сайтов
  • Каталог файлов
  • Календарь
    «  Июнь 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    Категории раздела
    Банки [82]
    Закон [83]
    Разное [586]
    Строительство [31]
    Техника [63]
    Политика [305]
    Столица [426]
    Мир [591]
    Экономика [74]
    Авто [53]



    Украинская Баннерная Сеть
    Copyright Serg © 2009-2019
    Яндекс цитирования Rambler's Top100