Первый тур благополучно состоялся.
Но приближается второй - и страхи о срыве повторяются. Логично предположить, что или народу снова "пудрят мозги" с целью отвлечь внимание от переговоров за кулисами, или наш народ сам любит всевозможные конспирологические теории, и его хлебом не корми, а дай погадать: состоятся выборы или нет.
И все бы ничего, если бы не ряд "но" в Законе о выборах, позволяющих проводить выборы до тех пор, пока кто-то из кандидатов не сдастся и не отдаст победу другому.
Сценарий первый - "ужас без конца"
Смысл комбинации (заметим, абсолютно законной) состоит в том, что Тимошенко снимает свою кандидатуру менее чем за десять дней до выборов: с 28 января по 6 февраля.
После чего "повторное голосование проводится в отношении одной кандидатуры" (Януковича), которому для выигрыша нужно собрать "более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании" (ч. 17 ст. 85). Разница очевидна: одно дело, когда для победы хватит и сотой доли процента, и совсем другое - мобилизовать в два раза больше сторонников на Востоке, чем подстрекаемых Тимошенко проголосовать "против всех" избирателей в Центре и на Западе.
Янукович, скорее всего, не справится с задачей-максимум, и выборы президента, согласно закону, "признают несостоявшимися". После этого процедуру "нужно начинать с первого тура", сказал юрист Виктор Мусияка. Снова Янукович, Тигипко, Яценюк и Ко получают шанс "спасти страну", "быть услышанными" и выяснить, кто "Вона" и как "працює".
Согласно закону, повторное волеизъявление должно состояться "в последнее воскресенье 90-дневного срока с момента принятия постановления ВР" (ч. 7-9 ст. 17). Теоретически, это может быть 30 мая (если считать 90 дней с 1 марта) вместе с выборами в местные советы.
Поскольку и 30 мая ни один кандидат с высокой долей вероятности не наберет 51% голосов, второй де-юре и четвертый де-факто тур выборов неизбежен. Он состоится 20 июня (через три недели). Если и этот результат одну из сторон не устроит, можно повторять указанную комбинацию несчетное число раз. Закон этого не возбраняет, подчеркивает Мусияка. Главное, чтобы выдержала экономика страны и спонсорские "кошельки".
На хороший исход выборов в этом случае рассчитывать не приходится: или ужасный конец (приход к власти диктатора и "закручивание гаек") или ужас без конца (пока БЮТ и ПР не договорятся).
Сценарий второй - "много шума из ничего"
В отличие от первого сценария, хотя и малореального, но при наличии неиссякаемой воли к победе осуществимого, следующие несколько "фобий" не представляют серьезной опасности для страны в целом и победителя в частности.
Речь идет о вариантах, при которых: - "против всех" проголосуют более 50% избирателей; - более 50% бюллетеней окажутся испорченными; - более половины избирателей вообще не придут голосовать.
Во всех указанных случаях страна будет с новым президентом, подчеркнул адвокат, партнер юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Максим Копейчиков. "При наличии двух кандидатов в бюллетене во втором туре избранным считается тот, кто получит больше голосов, даже если "против всех" проголосуют больше половины избирателей", - отметил юрист. Порча бюллетеней - тоже не проблема, "победитель определяется по оставшимся". Явка во втором туре вообще не имеет значения.
Даже изменение избирательного законодательства между первым и вторым туром выборов (на чем настаивает БЮТ и чему противятся "Регионы"), "хотя и может быть формальным поводом для обжалования, однако маловероятно, что станет причиной признания выборов несостоявшимися или результатов голосования недействительными", - заверил Копейчиков.
Не сможет остановить избирательный "поезд" и нехватка средств у Центризбиркома на организацию второго тура (969 млн. грн). В ЦИКе заверяют, что в этом случае выборы проведут в долг. Хотя в нашей стране обжаловать можно все. Исключений не бывает.
Сценарий третий - саботаж членов комиссий
Определенные опасения может вызывать поведение членов комиссии, имеющих привычку в день выборов массово "болеть" или "уезжать" в село к родственникам. Первый тур выборов не стал исключением: из-за неявки членов комиссии от "бело-синего" лагеря и их "технических" кандидатов с большим опозданием открылись участки в Белоцерковском районе Киевской области, где лидировала Тимошенко.
"Комиссионного" саботажа, судя по законопроекту Лавриновича, опасаются и в Партии регионов. Его проектом предусмотрено изъятие из Закона о выборах нормы о кворуме в 2/3 членов комиссий.
Впрочем, на случай форс-мажоров в действующем Законе есть "предохранитель": в день повторных выборов решение об итогах голосования "принимается большинством не от общего количества членов комиссий, а от числа присутствующих в день выборов на заседании". Поэтому оба кандидата находятся в равных условиях: массовая неявка представителей одних спровоцирует ответную реакцию других. Кроме того, утаить такой план от оппонентов практически невозможно. Да и имиджевые риски будут огромными.
Сценарий четвертый - судебная блокада
Хотя депутаты сделали все возможное, чтобы минимизировать влияние судебной власти (например, ограничили одним днем срок подачи жалоб на нарушения в день голосования), полностью сбрасывать этот фактор со счетов нельзя.
Если проигравшая команда пожелает обжаловать действия и решения избирательных комиссий по всей стране, включая решения Центризбиркома об установлении результата выборов, страна еще не скоро узнает победителя. И тогда, кто знает, может сбыться декабрьское пророчество Виктора Ющенко о том, что быть ему главой государства еще не менее шести месяцев.
Но, как и в двух предыдущих случаях, к срыву выборов судебная эпопея вряд ли приведет. "Сам факт подачи исков, при отсутствии определений суда об обеспечении иска путем, к примеру, запрета публикации результатов голосования не приведет к "замораживанию" ситуации", - подчеркнул Копейчиков. Пока проигравший будет судиться, победитель успеет и президентские клейноды на себя примерить, и нужных людей расставить, и финансовые потоки перенаправить.
Опасения, и небезосновательные, у кандидата в президенты Юлии Тимошенко вызывает ситуация в ЦИК. После исключения из ее состава Анатолия Писаренко, достигшего 65-летнего возраста, расклад сил в Комиссии сложился явно не в ее пользу: четверо (по квоте БЮТ) против восьми (по квоте ПР). Плюс Владимир Шаповал - председатель Комиссии, подтрунивающий над обеими сторонами.
Было бы желание, а возможности устроить Юлии Владимировне, по меткому выражению политолога Виктора Небоженко, "флоридское гестапо" у членов ЦИК найдутся. Как вариант - инициировать пересчет голосов по всей стране.
И хотя саботаж членов ЦИК, по мнению Мусияки, подпадает под действие Уголовного кодекса, что победит - страх наказания или "благодарность покровителям" - никто до конца не знает.
Сценарий пятый - срыв присяги
Как известно, в Конституции "черным по белому" написано, что новоизбранный глава государства должен принести присягу на торжественном заседании ВР. А что, если проигравшая сторона (БЮТ или ПР) заблокирует парламент? А что, если Виктор Ющенко к тому моменту распустит Раду (было бы желание, а повод всегда найдется)? Тем более, что Конституция запрещает досрочно прекращать полномочия парламента за 6 месяцев до волеизъявления. Но, во-первых, выборы уже состоялись. А во-вторых, юристы сами признали эту норму "мертвой", поскольку точно назвать дату инаугурации и отсчитать от нее шестимесячный срок невозможно.
Правда, и здесь есть свои загвоздки. Так, по мнению Мусияки, "наличие указа о досрочном прекращении полномочий ВР - не помеха, депутаты продолжат выполнять свои полномочия, и новоизбранный президент может принять присягу на заседании ВР". Но президентские юристы с 2007 года считают иначе: "с момента издания указа парламент теряет свои полномочия до момента первого заседания новоизбранной ВР". Точку в споре может поставить только Конституционный суд.
Помимо указанных базовых сценариев, существует еще немало способов делегитимизации результатов выборов. Например, провокация взятки членам комиссий с последующей передачей "разоблачительных" материалов СМИ и международным наблюдателям, вбрасывание бюллетеней в округе оппонента (если их будет больше 10%, результаты аннулируются). Или же - силовые провокации на участках (с помощью "боеспособного" грузинского "десанта"), распространение слухов об инфекциях, беспорядках на выборах.
Что это даст?
Во-первых, таким нехитрым способом можно понизить явку в округах оппонента. Не зря еще в начале президентской гонки Тарас Березовец (политтехнолог, сотрудничающий с БЮТ) уверял, что выиграет тот, кто сможет поднять свою явку и снизить явку оппонента.
Во-вторых, при умелой организации эти факты могут быть представлены проигравшим в суде как доказательство "системных нарушений, не позволяющее установить результаты волеизъявления". На худой конец, можно обеспечить новому президенту неприятный шлейф "полулегитимности" как внутри страны, так и на международной арене.
Возможности у Тимошенко и Януковича в этом плане равны. Оба уже успели внести посильную "лепту" в дело дискредитации результатов выборов, чтобы в случае необходимости использовать это как аргумент. Это касается и "дырявого" Закона о выборах, и обвинений в фальсификациях, в том числе по поводу голосования на дому, и тотальной дискредитации социологии, особенно Национального экзит-пола.
Не исключают возможного третьего тура и в Комитете избирателей Украины. По словам его председателя Алексанра Черненко, следует ожидать "патовой ситуации, когда точно никто не будет знать, кто все-таки выиграл выборы. И, в конце концов, это будет продолжаться несколько недель, пока не будет какого-то скорее политического решения о выходе из ситуации, чем правового", заявил он в СМИ.
Конечно, мы бы хотели "наивно ошибаться" относительно срыва выборов, но в стране, где для политиков не осталось ничего святого, ничего исключать нельзя. Даже Президента, статус которого нелегитимен в глазах большинства избирателей страны.
|