До кризиса авторынок развивался преимущественно благодаря банковскому кредитованию. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), от 80 до 90% авто продавалось в кредит. Как только иссяк источник заемных средств, продажи упали на 74%. Если в 2008 году отечественные автодилеры совместными усилиями реализовали 623 тыс. автомобилей, то по итогам 2009 года — всего 162 тыс. единиц легкового транспорта. Результат 2010 года, вероятнее всего, будет неутешительным.
По предварительным прогнозам, автодилерам удастся продать 120–150 тыс. автомобилей, что на 12–26% меньше результатов 2009 года.
Первая ласточкаАвтокредитование банки развивают более активно, нежели другие виды займов — число проданных в кредит автомобилей в 2009 г. составляло 5% продаж, в нынешнем году, по утверждению Антона Шаперенкова, директора департамента маркетинга VAB Банка, — 10-15%. Если в начале года ссуду на приобретение авто можно было получить максимум в пяти банках, то сейчас их число, по данным компании «Простобанк Консалтинг» , увеличилось до 25. «Из всех видов кредитования на данный момент финансирование покупки автомобиля является наименее рисковым, — говорит Светлана Жигинас, начальник отдела по работе с автодилерами ПАО «Укрсоцбанк ». — Это можно объяснить тем, что кредитование осуществляется в гривне (соответственно, клиент и банк не зависят от валютных рисков); цены на автомобили стабилизировались; предмет залога подлежит обязательному страхованию по программе «полное КАСКО» (при повреждении авто это дает гарантию на полное его восстановление); договора залога подлежат обязательному нотариальному оформлению, что существенно уменьшает риски банка в случае непогашения кредита». Кроме того, данный вид кредитования не требует глубокого финансового анализа, а решение о выдаче займа, по утверждению г-жи Жигинас, занимает не больше одного дня. Таким образом, при сопоставлении таких факторов, как риски, трудозатраты и доход, этот вид займов является для банка самым оптимальным.
Активно развивая автокредитование, банкиры не забывают об уроках кризиса. Сегодня кроме базовых инструментов и скоринга банковские учреждения применяют детальный анализ будущих заемщиков, начиная от его доходов и заканчивая задолженностью в других банках. Принимая решение о возможности финансирования корпоративных клиентов, финучреждения изучают их портфель продаж, профессионализм менеджмента, умение управлять прибыльностью в изменившихся рыночных условиях, а также анализируют источники возврата кредита и вероятные риски. Финансовое положение заемщика должно быть устойчивым на протяжении последнего года.
Вместе с тем финансовые условия банков становятся все более лояльными. В январе 2010 г. размер первоначального взноса по автокредитам был не менее 40–50%, а сегодня авансовый платеж снизился до 15–20%. Еще в прошлом году средний срок займа составлял 2–3 года, сегодня многие финучреждения готовы одолжить деньги на 7 лет.
Стоимость автокредитов снижается. По данным «Простобанк Консалтинг», если еще год назад средняя эффективная ставка для трехлетних кредитов на новые иномарки составляла 25,97%, то в середине октября нынешнего года (с учетом всех комиссий банку) она уменьшилась до 15,63% годовых. Банкиры считают вполне реальным уменьшение ставок на 1,5–2% до конца года.
Вынужденная лояльностьДругое дело — цена займов в рамках партнерских программ банков с автодилерами. Такие программы предлагают более выгодные условия для потенциальных заемщиков, например, меньшие процентные ставки, чем в среднем по рынку (от 0 до 5% годовых). Партнерство позволяет автодилеру увеличить объемы продаж, а банку — привлечь клиентов. «Зарубежные заводы-изготовители находятся в ситуации, когда снижение реализации автомобилей приводит к повышению себестоимости производства, — поясняет Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД. — Сократить объемы производства для зарубежных предприятий более дорого, нежели кредитовать продажи машин. Поэтому официальные автодилеры и предлагают специальные программы кредитования вплоть до 0% годовых в расчете на заработки от сервисного обслуживания этих авто в будущем».
К примеру, в официальной дилерской сети «Субару Украина» действует программа финансирования покупки автомобилей, согласно которой при оформлении займа на 12 месяцев и первоначальном взносе от 30 или 50% (в зависимости от модели) проценты по кредиту не начисляются. А если заем оформляется на более длительный срок, процентная ставка колеблется от 0 до 17,9%. Также купить авто под 0% годовых можно и по программе Honda Finance от компании «Хонда Украина».
Здравый смыслСпрос на автокредиты, по утверждению и банкиров, и автодилеров, растет. «Мы вышли на рынок автокредитования два месяца назад и с уверенностью можем утверждать, что количество выданных займов увеличивается, — рассказывает Светлана Жигинас. — Ведь предпринимателям выгоднее кредитоваться, нежели выводить деньги из оборота. На середину октября в кредит в целом по рынку продавалось порядка 15% автомобилей, что уже на 5% выше по сравнению с началом года. К декабрю, по нашим прогнозам, этот показатель возрастет до 20%».
В VAB Банке, как утверждает г-н Шаперенков, за сентябрь было выдано в 2 раза больше автокредитов, чем в августе. Оптимистично настроен и Виктор Должанский, заместитель руководителя отдела маркетинга компании «Хонда Украина», который предполагает, что до конца года доля кредитных авто в рамках программы Honda Finance увеличится с нынешних 5–10% до 20%.
Однако наивно было бы ожидать, что продажи авто в ближайшие несколько лет вернутся к докризисным объемам. «Вряд ли кредиты и лизинг кардинально изменят ситуацию на авторынке, — отмечает Олег Назаренко. — Сейчас не многие могут себе позволить одалживать деньги под 24–26% годовых. Тем более что запрет на кредитование в валюте предполагается продлить». А с учетом дополнительных затрат итоговая стоимость авто возрастает примерно на 10–12%: страхование (6–8%), одноразовая комиссия (2%), услуги нотариуса (500–1000 грн). Такого же мнения придерживается и г-жа Жигинас. «Автокредитование не было причиной кризиса, следовательно, вряд ли сможет вывести из него авторынок. Нам нужно ориентироваться на два взаимосвязанных фактора — рост экономики и благосостояния граждан, что приведет к увеличению пассивов банков и скажется на удешевлении ресурсов для клиентов», — дополняет г-жа Жигинас. Согласен с коллегой и Антон Шаперенков: «На объемы продаж авто влияет прежде всего платежеспособность населения».
Тем не менее, автодилеры и банкиры упрямо продолжают сравнивать нынешние показатели продаж с докризисными, и мало кто задумывается о том, что подобное сравнение совершенно некорректно. Ведь в 2008 году заем на покупку авто мог получить даже официант или тренер спортивного клуба. Банкиры сквозь пальцы смотрели на липовые справки о зарплатах и учитывали виртуальные доходы заемщиков, что в результате стало причиной невозвратов, по утверждению Олега Назаренко, 90% займов. При нынешних требованиях к заемщикам выдавать кредиты стало попросту некому — единицы предприятий могут похвастать стабильным финансовым положением. Поэтому даже снижение процентных ставок вряд ли существенно увеличит продажи автомобилей. Банкиры относятся к нынешней ситуации философски. «Все банковские игроки проходят один и тот же жизненный путь — сначала наращивают кредитный портфель, потом борются с просроченной задолженностью. Далее происходит так называемое очищение портфеля», — резюмирует Светлана Жигинас.
Статус