Как пишет
Коммерсантъ-Украина,
украинским нефтеперерабатывающим заводам стало выгоднее продавать
продукцию за рубеж. Вывозимое из страны топливо ввозится обратно через
компанию «Ливела» – единственного импортера, имеющего право не платить
ввозные налоги и сборы. Схема приобретает все большую популярность среди
участников рынка, а работать с уплатой всех налогов становится
практически невозможно, отмечают эксперты.
По данным
Энергетической таможни, в октябре в Украину было импортировано 20 тыс. т
бензина Energy-92, произведенного на Кременчугском НПЗ (принадлежит
«Укртатнафте»). Нефтепродукты были импортированы кременчугской компанией
«Ливела» без уплаты акцизного сбора, таможенной пошлины и НДС,–
единственной, имеющей на это право. Напомним, она добилась этого в суде в
августе, сославшись на нормы закона, действовавшие в 1990-х, но сейчас
утратившие силу. После получения права не платить налоги и сборы при
импорте нефтепродуктов «Ливела» сумела за три месяца увеличить долю на
украинском рынке топлива до 44%. Остальные нефтетрейдеры терпят убытки и
теряют клиентов, а Одесский, Дрогобычский и Надворнянский
нефтеперерабатывающие заводы вообще прекратили переработку нефти.
Председатель
правления ЧАО «Укртатнафта» Павел Овчаренко вчера рассказал изданию,
что непосредственно компании «Ливела» предприятие нефтепродукты не
продавало. По его словам, «Укртатнафта» вынуждена экспортировать
нефтепродукты в связи с тем, что «конъюнктура внутреннего рынка и низкие
цены на нем» не позволяют продавать топливо на территории Украины. «В
прошлом месяце мы экспортировали 50 тыс. т нефтепродуктов. Мы продали их
компаниям-нерезидентам. Куда были дальше отправлены эти нефтепродукты,
мне неизвестно. К компаниям-нерезидентам, которые купили это топливо,
«Укртатнафта» никакого отношения не имеет»,- заверил Овчаренко.
В
пресс-службе ЛУКОЙЛа (Россия) сообщили, что без использования схем
льготного импорта нефтепродуктов ни один НПЗ на украинском рынке сегодня
работать не сможет. «Если платить все налоги, то цена получается почти
на 40% выше»,– заявили там.
Директор компании А-95 Сергей Куюн
считает, что конкурировать со схемой импорта, используемой «Ливелой»,
невозможно: «Все больше компаний становятся частью этой схемы». Член
комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса
Александр Гудыма уверен, что, если в ближайшее время ситуация
кардинально не изменится, уже к январю рынок будет полностью
монополизирован «Ливелой».