Белорусские товары захватывают украинский рынок продуктов
питания. Легенды о советском качестве и активные продажи грозят
вытеснением отечественных производителей
Менеджер киевской фармацевтической компании Виктория Яновская
начала покупать белорусские продукты около полугода назад. Попробовать
сметану и масло из братской республики её уговорила соседка, хвалившая
белорусов за верность советским ГОСТам, уважение к экологии и скидки для
пенсионеров. Хоть рассчитывать на скидку 25-летней Виктории не
пришлось, вкус ей действительно понравился. Как по заказу, киоск с
белорусскими продуктами недавно открылся прямо напротив дома Яновской –
такие сейчас появляются повсюду в украинских городах-миллионниках.
В
последнее время белорусскую «молочку» всё чаще можно встретить и на
полках супермаркетов. Беларусь и раньше импортировала в Украину продукты
питания и товары лёгкой промышленности, но в этом году поставки резко
выросли. По данным Госкомстата Украины, с января по август ввоз такой
продукции из соседней республики увеличился на 71,9% по сравнению с
аналогичным периодом 2010-го. Импорт молока за первое полугодие вырос на
105%, а колбасных изделий – на 40%.
Из-за
финансового кризиса и обесценивания национальной валюты белорусским
производителям стало выгоднее поставлять товары на внешние рынки, где за
них рассчитываются валютой, чем продавать их собственным потребителям,
говорит Елена Белан, экономист ИК Dragon Capital. Но и до того как
обрушился курс «зайчика», резкое увеличение экспорта в соседние страны
было целью государственной политики Александра Лукашенко. А белорусские
производители продуктов сейчас работают над новым подходом к продвижению
национального бренда, выросшего на советских стереотипах.
Back in the USSR
Украинские
покупатели только рады экспансии соседей: они разочаровались в
отечественных производителях, злоупотребляющих консервантами и
растительными добавками. Белорусские продукты зачастую продаются на
10–15% дороже украинских, но их всё равно берут. «Мы себя позиционируем
достаточно дорого, – говорит Дмитрий Кравченко, заместитель генерального
директора Рогачевского молочно-консервного комбината. – Наша продукция
сделана по ГОСТам 1978 года, а не по техническим условиям. Поэтому мы не
боимся выставлять цену выше, чем у украинских аналогов».
В
украинской рознице сгущёнку Рогачевского комбината предлагают по цене от
14 гривен, в то время как отечественный аналог можно купить и за 10. Но
если в составе белорусского продукта только два ингредиента – молоко и
сахар, то украинский почти всегда содержит ещё и пальмовое масло.
Возможно, этим и объясняется высокий спрос на белорусскую сладость. По
словам Кравченко, с начала года поставки на украинский рынок выросли на
300–400%. Сейчас на Украину приходится около 20% объёма экспорта
компании.
Помимо
сгущёнки и молочных продуктов украинским покупателям пришлись по душе
белорусские сосиски и колбасы, которые поступают от нескольких
производителей, среди которых и мясоперерабатывающий завод «Инко-Фуд».
По словам заместителя генерального директора Руслана Тучи, верность
ГОСТам – основное преимущество белорусской колбасы. За 75 лет состав
«Докторской» не изменился, говорит Туча. А в некоторых украинских
аналогах мясо не просто дополняется, а вовсе вытесняется соей.
Тихой сапой
Белорусские
продукты в Украине чаще всего продаются в киосках, небольших магазинах,
павильонах и на ярмарках. Киоски, как правило, отличаются крупной
вывеской с упоминанием страны-производителя: «Молочные продукты из
Беларуси», «Белорусские колбасы». На ценниках – советский знак качества,
в некоторых торговых точках предлагают скидки для пенсионеров.
Что
это – бренд, который какая-то компания развивает по принципу франшизы?
Пока нет. Белорусские маркетологи только недавно взялись разрабатывать
общую марку для национальных продуктов питания. Анатолий Акантинов,
генеральный директор минского Центра стратегического развития
«Маркетинговые системы», в конце сентября выступил организатором форума
«Экспорт белорусских продуктов питания», на котором крупные белорусские
экспортёры – компании «Санта Бремор», Рогачевский молочно-консервный
комбинат, «Савушкин продукт» и другие обсуждали совместную стратегию и
создание единого бренда. «Раз мы держимся за советские стандарты, их
надо рекламировать и продавать дороже», – говорит маркетолог.
В
работу над брендом вовлечено и государство. Национальная программа
правительства Беларуси предусматривает рост экспорта товаров на 208% до
2015 года.
Министерство сельского хозяйства страны даже
предпринимало попытку создать сеть продуктовых магазинов «Белорусский
гостинец» в Санкт-Петербурге. «Эта идея провалилась, так как её не
поддержали производители, – говорит Акантинов. – Сейчас ситуация
противоположная – с инициативой создания единого бренда выступили сами
компании».
Но что же получается, киоски с одинаковыми названиями и
советским знаком качества на вывесках появляются в Украине стихийно?
Да, пока в Минске раздумывают над стратегией, украинские предприниматели
делают за маркетологов их работу – как умеют.
Киевское частное
предприятие «Андрий» объединяет сеть таких киосков. Его владелец
пообщался с Фокусом, но попросил не называть свою фамилию. Фирма
занимается торговлей белорусскими товарами немногим более пяти месяцев, и
за это время в столице удалось открыть 12 киосков. По словам торговца,
продукцию он закупает непосредственно у белорусских компаний. И
закупочные цены не сильно отличаются от украинских. «Выгода в том, что
эта продукция качественная и раскупается лучше нашей», – объясняет
владелец ларьков. Украинских товаров в его киосках немного – около 10%.
Это те продукты, которых нет в ассортименте белорусских производителей.
Ставка
белорусов на небольшие магазины объясняется трудностями работы с
крупными сетями. «Они требуют деньги за то, что мы отдаём им товар на
реализацию, за место на полке, за рекламу, – рассказывает Семён Низверх,
директор компании «Укрбелсервис», официального представителя
белорусского комбината «Молочные продукты». – А мы не можем сделать
наценку больше 5%». По его словам, на супермаркеты приходится не более
10% продаж белорусской продукции.
Легендарное качество
Украинские
производители говорят, что уже опасаются конкуренции со стороны
белорусов. Успехи соседей они объясняют тем, что государство
поддерживает своих производителей, в то время как в Украине сложилась
противоположная ситуация.
«Молочное производство в Беларуси
растёт на 5–10% в год, закупочные цены на молоко регулируются
государством. Есть все условия для развития отрасли», – объясняет
Наталья Фесюн, директор по корпоративным связям компании «Бель Шостка
Украина». В Украине, напротив, сокращается поголовье скота, снижается
производства молока, закупочные цены на него растут. Поэтому некоторые
производители заменяют молочное сырьё растительными жирами. И если в
ближайшем будущем ничего не изменится, эта тенденция будет только
усиливаться.
У производителей мясной продукции похожие проблемы.
«Белорусский товар качественный, хоть и более дорогой, – говорит
Людмила Дрыгало, владелица одноимённого предприятия, производящего
замороженные мясные полуфабрикаты. – И часть потребителей, которые могут
позволить себе заплатить больше, будут покупать его».
Украинские
СМИ много пишут о низком качестве отечественной продукции, на ТВ
появляются разоблачительные передачи о том, что украинская колбаса
значительно уступает белорусскому аналогу, об этом заявлял даже
премьер-министр Николай Азаров. У белорусских продуктов хороший пиар,
основанный, возможно, на мифах. Слабое место белорусских производителей –
технологии. «Большинство ферм в Беларуси не модернизировались с
советских времён, – говорит Мария Колесник, аналитик консалтингового
агентства ААА. – Они не компьютеризированы». Из-за этого на качество
белорусских продуктов может заметно влиять человеческий фактор.
Трудно
также отследить, что происходит даже с качественными продуктами в
процессе доставки потребителю. «Мы не знаем, как осуществляется
транспортировка, выдерживается ли линия холода, да и прилавки этих
киосков не вызывают у меня доверия», – говорит Наталья Фесюн.
Впрочем,
лаборатории, тестирующие продукты питания, пока подтверждают репутацию
белорусских производителей. «Мы тестировали только один товар –
сгущённое молоко. Белорусская сгущёнка действительно сделана по ГОСТу, –
отмечает Валентин Безрукий, президент Научно-исследовательского центра
независимых потребительских экспертиз «Тест». – Но и некоторые наши
производители делают не хуже».
Он наверняка прав, но у этих
производителей нет такого сильного общего бренда, пусть бы и спонтанно
возникшего, как у поставщиков из соседней страны. Сейчас главное оружие
белорусов – «евангелисты» в киосках: продавцы сами верят в то, что
торгуют качественной продукцией. Они готовы целый день говорить об этом
потребителям, для которых знак качества СССР до сих пор много значит.
focus.ua