24 января, Конституционный Суд растолковал, какая информация является информацией о личной и семейной жизни
Суд обнародовал свое решение по делу по конституционному
представлению Жашковского районного совета Черкасской области
относительно официального толкования положений ч.ч.1, 2 ст. 32, ч.ч. 2,3
ст. 34 Конституции.
Субъект
права на конституционное представление просил КСУ разъяснить, что такое
информация о личной и семейной жизни, в частности, относится ли такая
информация к конфиденциальной информации о лице, а также является ли
сбор, хранение, использование и распространение информации о лице
вмешательством в его личную и семейную жизнь.
В мотивировочной
части решения Суд определил личную жизнь физического лица как его
поведение в сфере личностных, семейных, бытовых, интимных, товарищеских,
профессиональных, деловых и иных отношений вне общественной
деятельности, осуществляемой, в частности, при выполнении лицом функций
государства или органа местного самоуправления.
Соответственно,
информацией о личной и семейной жизни являются любые сведения о
физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно
идентифицировано, а именно: национальность, образование, семейное
положение, религиозные убеждения, состояние здоровья я, материальное
положение, адрес, дата и место рождения, место жительства и пребывания и
т.д., данные о личных имущественных и неимущественных отношениях этого
лица с другими лицами, в частности, членами семьи, а также сведения о
событиях и явлениях, происходивших или происходящих в бытовой, интимной,
товарищеской, профессиональной, деловой и других сферах жизни лица, за
исключением предусмотренной законами информации, касающейся
осуществления полномочий лицом, занимающим должность, связанную с
выполнением функций государства или органа местного самоуправления,
должностных или служебных полномочий. Такая информация о лице, по мнению
Суда, является конфиденциальной. Суд также подчеркнул, что перечень
данных, составляющих конфиденциальную информацию, не является
исчерпывающим.
Суд отметил, что вопрос об отнесении информации к
конфиденциальной должен решаться в каждом конкретном случае. Так,
пребывание лица в должности, связанной с осуществлением функций
государства или органов местного самоуправления, предусматривает не
только гарантии защиты прав этого лица, но и дополнительные правовые
обременения. Публичный характер как самих органов - субъектов властных
полномочий, так и их должностных лиц требует обнародования определенной
информации для формирования общественного мнения о доверии к власти и
поддержания ее авторитета в обществе. Суд также напомнил, что при этом
не должны нарушатся права на неприкосновенность личной и семейной жизни
членов семей таких должностных лиц.
Давая официальное толкование
положений ч.ч. 1,2 ст.32 и ч.2 ст. 34 Конституции, Суд пришел к выводу,
что сбор, хранение, использование и распространение государством,
органами местного самоуправления, юридическими или физическими лицами
конфиденциальной информации о лице без его согласия является
вмешательством в его личную и семейную жизнь, допускается исключительно в
определенных законом случаях и только в интересах национальной
безопасности, экономического благосостояния и прав человека.