Государственный бюджет на 2013 год оказался очень аскетичным – его
запланированные доходы на 3% меньше, чем план по поступлениям на 2012 г.
Чтобы перекрыть недостачу в финансировании многих капитальных проектов,
Минфин предлагает разрешить министерствам, госпредприятиям и местным
органам власти тратить больше, чем есть на руках – привлекая кредиты под
государственные гарантии.
Последствия для госбюджета могут быть плачевными. До сих пор делать
займы под госгарантии разрешалось лишь госпредприятиям и компаниям с
государственной долей – под строго оговоренные проекты.
Новый формат щедрости
Сама норма о том, что органы власти могут привлекать кредиты под
госгарантии, появилась еще в законе «О государственном бюджете на 2013
год». Согласно документу, правительство готово предоставить свою
«поддержку» по кредитам на 50 млрд грн. 15 января Минфин уточнил, кто и в
каких случаях сможет рассчитывать на получение такой помощи. Привлекать
средства смогут все главные распорядители средств – то есть не только
центральная власть, но и руководство обладминистраций, Киева и
Севастополя.
При каких условиях они смогут на них рассчитывать? Если решат взять
кредиты под инвестиционные и капитальные проекты, а также в рамках
расходов Фонда регионального развития Украины (ФРРУ). Объем займов,
которые уже готово прогарантировать государство – 34,2 млрд грн. В том
числе по ФРРУ – 2,2 млрд грн. Хотя собеседник Forbes в Минфине
утверждает, что проекты уже отобраны. Госгарантии предоставляются не
больше чем на 5 лет. «Вряд ли органы власти будут привлекать займы
напрямую. Но вполне похоже на то, что им, по сути, разрешат на свое
усмотрение решать, кому (из госкомпаний. – Forbes) предоставить
государственную гарантию под какой-то проект», – говорит Ярослав Жалило,
первый замдиректора Национального института стратегических
исследований. До сих пор список получателей государственных гарантий
четко прописывался в законе о госбюджете на текущий год.
В регионах инициативу воспринимают «на ура». «Когда нынешний глава КГГА
Александр Попов был министром ЖКХ, он подсчитал, что только на
модернизацию коммунальных систем в Украине нужно потратить 100 млрд грн.
Прибавьте к этому средства на ремонт дорог и мостов, их строительство и
т.д. На этом фоне даже 34 млрд грн. выглядят лишь каплей от нужд
местной власти», – объясняет Павел Козырев, глава Ассоциации малых
городов Украины.
Предоставление госгарантий, действительно, даст возможность довести до
завершения важные недострои, реализовать инфраструктурные проекты и т.д.
– и это плюс.
Вторые стороны медали
Минусов куда больше. «В прошлом году расходы всего государства на
капитальные нужды составили лишь 10% от госбюджета – то есть около 30
млрд грн.», – подчеркивает Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина». То,
что Минфин готов предоставить гарантии на 34 млрд грн. только на
капитальные расходы, по мнению Боярчука – признак критической ситуации с
реальным дефицитом бюджета. Кабмин будет финансировать текущие расходы
за счет кредитов, то есть деньгами, которых у него фактически нет.
Главное последствие такого решения – оно приведет к значительному
увеличению государственного долга, а также к раздуванию расходной части
бюджета.
Во-первых, сейчас каждый проект, под который предоставляются
госгарантии, должен утверждаться в Верховной раде. Но своим
постановлением Минфин, по сути, разрешает предоставлять их в обход
парламента. «Положение предоставляет право главным распорядителям
средств самим определять, кому и на какие проекты предоставлять
госгарантии. То есть тихо, без привлечения внимания широких масс, можно
будет взять кредит под любой, даже очень спорный проект, а отдавать этот
кредит будут все налогоплательщики», – констатирует собеседник Forbes в
Кабмине.
Во-вторых, кредиты будут привлекаться под проекты, которые редко
окупаются, к примеру, на строительство мостов. Более того, по некоторым
проектам окупаемости, по сути, Минфин и не требует. К примеру, при
строительстве объектов социальной инфраструктуры «строителям» можно не
подавать в Минфин обеспечение для исполнения обязательств по компенсации
расходов государственного бюджета. Это прямо противоречит требованиям
Бюджетного кодекса Украины – и лишает тех, кто берет кредит, хоть
какого-то стимула для их возврата из собственного кармана.
Это значит, что отдельные прогарантированные займы органов власти
завтра с большой вероятностью станут долгом всего государства. Минфин
это, очевидно, понимает. В пояснительной записке к постановлению прямо
говорится: «обслуживание и погашение займов под государственные гарантии
главных распорядителей бюджетных средств частично или полностью
производится за счет государственного бюджета».
В нынешнем году на погашение госгарантий в государственном бюджете
выделено 2,6 млрд грн., еще 0,3 млрд грн. – на обслуживание. Сколько
придется выделить в следующем, в пояснительной записке к документам не
говорится – это будет определяться «потом».
Наконец, зная, что кредит можно не вернуть, чиновники вряд ли будут
стремиться соблюдать платежную дисциплину. Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР), к примеру, еще в 2004 году отказался от
работы с местной властью под госгарантии, чтобы научить города
работать, опираясь лишь на собственные средства и фискальную дисциплину.
«Это повышает ответственность местных органов власти и качество ее
работы при реализации инфраструктурных проектов», – подчеркивает Антон
Усов, старший советник ЕБРР.
forbes.ua