Так получилось, что впервые я побывал в Греции накануне того, как
страна в обмен на евро рассталась со своей денежной единицей – драхмой.
Затем – когда Греция активно готовилась к Олимпиаде-2004. Потом –
накануне кризиса, ну и в нынешнем году. Удалось подсмотреть интересные
уроки.
До расставания с драхмой стране всего хватало: и денег, и
желания их правильно тратить. Совсем иначе стало после введения евро и с
началом подготовки к Олимпиаде-2004. Вступление в зону евро открыло
доступ к дешёвым займам в этой валюте. Кредиты стране давали охотно.
Ради
того, чтобы принять всемирный праздник спорта и коммерции, Греция
влезла в серьёзные долги. Полученные взаймы деньги не были разворованы,
их потратили вполне разумно: построили новые аэропорты, дороги,
реанимировали другую инфраструктуру. Причём не только в окрестности
олимпийских сооружений: качеству тех же дорог в греческой глубинке может
позавидовать украинская столица.
Вот только две проблемы
оставила Олимпиада-2004 своей исторической родине: огромные внешние
долги (около 300 млрд. евро) и колоссальные затраты на содержание
инфраструктуры. Те 12,7% дефицита госбюджета, что имеет Греция, в
значительной степени обязаны затратам на шикарные аэропорты, дороги и
прочие радости. Отстроенная инфраструктура явно не по размеру стране с
десятимиллионным населением.
Афинский аэропорт радует отсутствием
очередей и удивляет тем, что две трети стоек регистрации почти не
используются. Для тех, кто летает через Борисполь, это фантастика. Равно
как и метро, последняя станция которого находится у входа в аэропорт.
Билет из центра стоит 5–6 евро. Дорого? Возможно, должно быть ещё
дороже: поезда, ходящие с очень внушительным интервалом, на две трети
пусты и выручки приносят немного.
Может быть, греки экономят и
ездят в аэропорт на собственном транспорте? Вряд ли: цена за проезд по
платному шоссе в один конец – почти 3 евро (около 39 км), бензин – около
1,5 евро/литр.
Стоп, скажете вы, а как же развитие экономики в
связи с олимпийскими проектами? Где новые рабочие места в строительстве,
индустрии и т. д.? А их не очень-то много и появилось. Дело в том, что
огромные кредиты были использованы на оплату услуг европейских
(преимущественно немецких) компаний, которые проектировали, строили,
поставляли оборудование. То есть деньги ушли туда, откуда пришли
кредиты.
А что в Украине? Посмотрите, кто строит дороги, кто
подрядчик при реконструкции аэропортов и прочих объектов Евро-2012. Там
очень немного украинских компаний и даже украинских рабочих рук. Украина
повторяет ошибки Греции. Страна влезает в «евродолги». Строятся
объекты, которые вряд ли смогут потом прокормить себя без госдотаций.
Греции
в этом смысле проще: страна сейчас принимает туристов примерно по два
человека в расчёте на одного коренного жителя в год. Да, европейцы стали
меньше ездить в Грецию и меньше там тратить – из-за кризиса. Но это
ненадолго. Судя по тому, сколько южнокорейцев, китайцев и даже
австралийцев я видел нынешним летом на одном из милых греческих
островков, не так уж далёк день, когда туристов в Грецию будет приезжать
по трое в расчёте на одного местного жителя. Инфраструктура выдержит.
И
европейские банки, которые давали Греции многомиллиардные кредиты, тоже
выдержат – при помощи своих правительств. Хотя сейчас ситуация в Европе
непростая, уже понятно, кто, как и за счёт чего станет распутывать
долговые узлы.
Украине будет значительно сложнее. Во-первых, у
меня вызывает много сомнений эффективность освоения «еврозаймов». Одно
учебное пособие – Республиканский стадион – у нас под носом. До
остальных ехать дальше, но желающие могут поинтересоваться. Во-вторых,
Украина не имеет даже отдалённых перспектив развития внутреннего и
въездного туризма в тех масштабах, которые нужны, чтобы оправдать
создаваемую инфраструктуру. И эти перспективы не появятся до тех пор,
пока малому и среднему бизнесу не развяжут руки. А новый налоговый
кодекс эти руки скорее свяжет ещё крепче. И в-третьих: Украина не входит
в зону евро, она даже не имеет в Европе внятного лобби, чтобы
отстаивать там свои интересы.
Александр Крамаренко, главный
редактор журнала для частных инвесторов и потребителей «Деньги.ua»
|