Дорожное законодательство меняется в последнее время
настолько часто, что в нем водители уже начали путаться. На первый
взгляд, можно не ломать себе голову, а довериться представителю власти
на дороге — инспектору ГАИ. Но, увы, часто и они либо не знают
законодательства, либо специально путают водителя, чтобы развести на
взятку: хотя руководство МВД и заявляет о том, что таких случаев стало
меньше, но, судя по количеству жалоб водителей, проблема актуальна как
никогда. А перечень вопросов, которые мне лично задают и знакомые, и
читатели, довольно большой.
Какие документы и каким образом теперь нужно
предъявлять: передавать в руки или просто показать? В каких случаях
инспектор имеет право остановить водителя и забрать машину? Что грозит
водителю за отказ платить парковщику и в случае неуплаты штрафов за
нарушения ПДД? Имеет ли право инспектор нюхать водителя и при
подозрительном запахе обвинять в вождении в нетрезвом виде? В каких
случаях пешехода нужно пропустить с полной остановкой, а когда
достаточно просто сбавить скорость? За какое нарушение ПДД могут забрать
права и как этому противостоять?
Хотя «Сегодня» и освещала эти вопросы раньше, но в
этой статье мы попробуем систематизировать информацию — объединили 5
самых популярных случаев конфликтов между водителями и гаишниками. Сразу
оговоримся, что мы не даем советы о том, как ездить с нарушениями и
избегать ответственности. Наоборот, призываем к тому, чтобы все водители
ездили исключительно по правилам и, соответственно, без аварий с
тяжелыми последствиями. Помните о том, что межсезонье, как сейчас, —
самый опасный для водителя период. Так, в данный момент в сутки на
дорогах страны гибнет от 14 до 20 человек (цифры основаны на сводке за
последний месяц). И число жертв растет. Однако в том случае, если
все-таки инспектор перегибает палку, нужно знать аргументы для того,
чтобы отстоять свои права и в прямом и переносном смысле.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Итак, представим себе обыденную ситуацию, когда вы
едете по дороге и увидели автомобиль ГАИ с включенным проблесковым
маячком. Согласно с новой редакцией ПДД (вступили в силу 26 сентября),
водитель теперь обязан снизить скорость до 40 км/ч. Однако если раньше
водитель обязан был сделать полную остановку, то теперь — только в
случае подачи соответствующего сигнала регулировщика. Если же
проблесковый маячок выключен и инспектор не требует остановки, спокойно
можно ехать дальше, не снижая скорости (естественно, в разрешенных
рамках).
Если же инспектор потребовал остановиться, помните,
что делать это можно лишь с соблюдением ПДД — то есть плавно снижая
скорость и перестроившись в крайний правый ряд. Напомним, что нельзя
останавливаться на мосту и под ним — такое требование инспектора можно
игнорировать, кроме исключительных случаев (например, произошло ДТП и
нужно оказать помощь пострадавшим). Важный нюанс: теперь водители после
остановки работником ГАИ обязаны включать на своем автомобиле
«аварийку».
ОБЩЕНИЕ С ГАИ. В новых ПДД, как и
предполагалось, прописано, что автовладелец имеет право передать
автомобиль без доверенности, однако важно, чтобы был полис Автогражданки
первого типа (все полиса нового образца), либо в полисе старого образца
записано имя человека, которому автовладелец передал машину. Правда,
штрафовать за его отсутствие будут водителя, а не владельца автомобиля.
Выходить из автомобиля необязательно, а инспектор ГАИ
обязан назвать обоснованную причину остановки, например, нарушение ПДД.
Требовать от водителя он может лишь права и свидетельство о регистрации
(абз. 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ «О дорожном движении» от 13.08.2011), причем
документы, как мы все знаем, можно просто показать, например, через
стекло, а не передавать в руки. Но таким образом, чтобы у сотрудника ГАИ
была возможность их внимательно рассмотреть и, в случае необходимости,
переписать данные. А вот страховой полис нужно иметь при себе, но
показывать сотруднику ГАИ лишь при необходимости оформления материалов
ДТП либо для составления протокола о нарушении Правил дорожного
движения. Законодательством предусмотрено право инспектора осмотреть
авто, но только при наличии оснований. Например, если точно такой же
автомобиль находится в розыске.
ЧТО ТАКОЕ «АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ»
Частый «развод» со стороны гаишников — говорить
водителю, что он создал аварийную ситуацию, а за это законом
предусмотрено лишение прав сроком от 6 мес. до 1 года. Нередко водители
тут же пытаются откупиться даже в том случае, если речь шла о таком
популярном нарушении как несоблюдение рядности при повороте (255 грн.
штрафа). На самом деле в законодательстве о том, что такое аварийная
ситуация, четко не написано. В ч. 4 ст. 122 КУАП Украины есть косвенное
упоминание о том, что это нарушения, «вынудившие других участников
дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или
принять иные меры к обеспечению личной безопасности или безопасности
других граждан».
Однако при составлении протокола о таком нарушении
работник ГАИ должен четко указать состав нарушения ПДД, которое допустил
водитель, а также подробно описать, в чем именно заключалась аварийная
обстановка. К примеру, водитель, выезжая на главную трассу, не уступил
дорогу транспортным средствам, едущим по ней. В результате участники
движения вынуждены были резко затормозить или же, уходя от столкновения,
выехать на обочину. Но к протоколу обязательно должны прилагаться
доказательства вины водителя: например, показания водителя, который был
вынужден предпринять соответствующие меры безопасности. Если
пострадавших нет, об аварийной ситуации речи идти не должно — права
можно не отдавать.
«РАЗВОД» НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ
Пропустить пешехода — святая обязанность водителя,
тем более, когда речь идет о пешеходном переходе. Однако в вечернее
время в час пик пешеходы нередко идут по зебре сплошным потоком.
Водитель вроде бы и старается всех пропустить, но и пытается проехать,
двигаясь на очень маленькой скорости и «рывками». Если у инспекторов
стоит цель оштрафовать как можно больше автомобилистов, — например,
чтобы выполнить план (хотя его наличие в ГАИ отрицают, верится в это с
трудом), — часто они становятся сразу за зеброй и останавливают каждого
второго с обвинением в том, что водитель не пропустил пешехода, как того
требуют ПДД. Нередко гаишники даже ставят своего знакомого, который
ступает на зебру в тот момент, когда автомобиль начинает движение.
Согласно ч. 1 ст. 122 КУАП, «нарушение правил проезда
пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении
пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах» карается штрафом в
255—340 грн.
Обжаловать такой штраф несложно. Так, ПДД требуют при
проезде зебры «сбавить скорость, а в случае необходимости (!) сделать
полную остановку». А если вы проехали на небольшой скорости и
столкновения с пешеходом не произошло (и с его стороны нет жалобы на то,
что его не пропустили), значит необходимости в полной остановке не
было.
ДЫШАТЬ НА ИНСПЕКТОРА ЗАКОН НЕ ВЕЛИТ
Популярная просьба со стороны сотрудника ГАИ: «А ну
дыхни». Большинство водителей сразу же соглашаются на это, однако ни
один из законодательных актов «дышать» на инспектора не обязывает.
Известный адвокат Владимир Караваев советует водителям на такую просьбу
отвечать фразой «Дышать я буду на жену». По его словам, в 90% случаев
водителя после этого сразу же отпускают.
Руководитель общественного проекта юрист Ростислав
Шапошников говорит, что в случае, если инспектор подозревает водителя в
том, что тот ездит в состоянии алкогольного или наркотического
опьянения, то, согласно постановлению КМУ №1103 от 17.12.08, он обязан
произвести комплекс действий.
Во-первых, предложить водителю пройти добровольный
тест. Во-вторых, по факту проверки составить протокол (бояться этого не
нужно). В-третьих, пригласить двоих свидетелей (их данные записывают в
протокол) и в их присутствии достать алкотестер, разъяснить водителю то,
каким образом будет проводиться исследование, и попросить водителя
продуть трубку. Если прибора у инспектора нет, водителя обязаны
отпустить.
В том случае, если результат исследования меньше 0,2
промилле, инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о
том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом
количестве, со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола
водителю и отпустить его. А вот если прибор показал превышение этой
цифры, то инспектор должен задать вопрос «согласен ли водитель с
результатами теста».
В том случае, если водитель согласен, то его
отпускают, а протокол передают в суд. Но в случае несогласия в протоколе
не указывают ничего, а водителя направляют в медучреждение (инспектор
выписывает направление с названием медучреждения, номером протокола,
датой. Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто
водителя остается припаркованным на месте остановки.
Уже у врача у водителя обязаны взять биологические
пробы (кровь, мочу, слюну). Если врач признал, что водитель не находится
в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости
от результатов алкотестера. Если нет, инспектор ГАИ заполняет протокол,
забирает права и передает их в суд.
ГАИ БЕЗ ПРАВА НА УГОН
Любимое занятие сотрудников ГАИ — проверить документы
и в случае отсутствия любой «бумажки» забрать автомобиль и поехать на
нем на штрафплощадку. Еще одна причина, по которой забирают автомобиль, —
нарколог признал водителя пьяным.
Юристы объяснили «Сегодня», что ни одно из
вышеупомянутых нарушений не дает сотрудникам ГАИ права садиться за руль
чужого автомобиля. Кроме того, нет никакой потребности в том, чтобы
направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на
штрафплощадку. Согласно ст. 265-2 КУАП, автомобиль должен быть
заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на
штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто
существенно мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть).
Отметим, что законодательство обязывает сотрудника
ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, предложить водителю вызвать
другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать авто.
Если инспектора ГАИ за руль авто нарушителя правил
дорожного движения садятся сами и доставляют авто на штрафплощадку своим
ходом, то такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины («Незаконное
завладение транспортным средством») — владельцу авто нужно подавать
заявление в милицию. Обычно такого рода заявления в участке не принимают
— в этом случае нужно сразу же жаловаться в прокуратуру, а затем и в
суд. И хотя разбирательство будет длиться долго, но уже есть прецеденты,
когда на инспекторов заводили уголовные дела за описанные нарушения
закона.
Самый простой способ не отдавать автомобиль на штрафплощадку — заблокировать двери и положить ключи себе в карман.
В том случае, если инспектор силой отберет ключи и
вскроет машину, можно требовать еще и возбуждения дела по ст. 187 УК
Украины «Разбой ... Нападение с целью овладения чужим имуществом...». На
такое вряд ли кто-то из гаишников решится, хорошо понимая последствия.
НЕУПЛАТА ЗА ПАРКОВКУ
Хотя к ГАИ вопрос деятельности незаконных платных
парковок не имеет никакого отношения, на этом вопросе мы остановимся в
связи с его актуальностью. Как уже писала «Сегодня» месяц назад,
каких-либо законных оснований у парковщиков блокировать проезд
автомобиля в том случае, если водитель отказывается платить за парковку,
нет. Дело в том, что это не сбор и не налог, а услуга. Если водитель на
нее не соглашался, навязывать ее никто не имеет права.
Для проверки автор этих строк в течение последних
полутора месяцев принципиально не заплатил ни одному из столичных
парковщиков ни копейки, хотя останавливаться в центре приходилось часто.
В ответ на требование составить в присутствии двух свидетелей акт о
том, что я отказываюсь платить за эту услугу и передать этот документ в
суд, парковщики молча уходили. Для эксперимента, правда, несколько раз я
сказал, что работаю в Администрации президента (как вариант —
помощником нардепа, в прокуратуре, киевской администрации, суде) —
деньги за парковку также после этого никто не требовал.
ШТРАФ ЗА ТРОТУАР. Согласно ПДД, езда
по тротуарам запрещена. Причем за такое нарушение предусмотрен штраф в
размере 255—340 грн. (ч. 1 ст. 122 КУАП). То есть на большинстве так
называемых киевских платных парковках можно штрафовать абсолютно всех
автомобилистов (яркий пример — Крещатик). Разрешено лишь заезжать на
тротуар для того, чтобы запарковаться. Но учтите, что парковка разрешена
лишь в том случае, если остается не менее двух метров для свободного
парохода пешеходов. Лично я знаю более пяти случаев, когда водители
останавливались на якобы законных парковках и «попадали» на 255 грн.
штрафа.
ОПАСНАЯ СТОЯНКА. Еще один риск —
поддаться на уговоры парковщика и поставить машину возле супермаркета
или рынка во втором ряду. Якобы за 5 грн. он посмотрит, чтобы все было в
порядке. Нередки случаи, когда оставленный так автомобиль царапают или
бьют, а приехавшие на место ДТП гаишники составляют протокол именно на
водителя, запарковавшегося с нарушениями. Ни в одном из описанных
случаев парковщик ответственности не несет никакой. В чем тогда
заключается суть услуги под названием «парковка», вопрос остается
открытым.