Для начала - две общеизвестные истины:
- Большинство клиентов установочных центров, особенно в регионах, просят
"самую дешевую сигнализацию, чтобы орала и двери открывала",
- По статистике в городах максимальное число угонов приходится на дневные часы
в рабочее время, с "рабочих" стоянок.
Чувствуете связь? Инстинктивно ее чувствует и потенциальный
клиент. Именно поэтому, исходя из собственных материальных возможностей, он и
стремится защитить машину хотя бы от "быстрого"' угона и "пионэров", полагая,
что, раз такова статистика, он "малой кровью" перекрывает 80-90% вероятности
угона его тачки плюс защищает ее от ограбления. Это ошибка, которую совершают те
же 80-90% владельцев недорогих автомобилей: ставят сигналку скорее для
собственного спокойствия - вроде дело сделано, машина на охране, дальше как Бог
даст. На самом деле "дневной" угон в отсутствие хозяина не достигает и 30% от
общего числа криминальных посягательств на автомобиль, включая его ограбление
без угона.
Рассмотрим несколько случаев "криминальных посягательств",
защищающих от них охранных (а иногда и нелюбимых клиентом, именуемых
"примочками" комфортных) функций и способов их применения человеком. В
большинстве своем не давая критического возрастания стоимости защиты, они при
правильном подборе системы и умелом применении сильно снижают вероятность
остаться без здоровья, машины или ее содержимого. Любой угон - антиреклама
установщиков и потеря клиентов, поэтому не правы те менеджеры, которые (в
глубине души, разумеется) считают, что главной задачей является установка
сигнализации данному клиенту и получение денег, а не защита автомобиля от угона
(хотя она и декларируется как основная цель). Увы, человек так устроен - в
случае угона обвинять будут вашу "сигналку" и лично вас - а иногда это
выливается в такие "разборки", что лучше подстраховаться. Сплошь и рядом клиенту
объяснят разве что основные функции системы, а вот что делать с ними в
конкретной угрожающей ситуации, разъясняют крайне редко.
Вообще, как ни
паршиво об этом писать, лучше сразу вдолбить клиенту, особенно на недорогую
охранную систему: "Вашу машину всегда хотят угнать или ограбить. Это может
произойти в любой момент. Если вы даже при наличии сигнализации не станете
делать то-то и то-то, ее угонят или ограбят".
I. ЗАХВАТ АВТОМОБИЛЯ или, если взять шире, кража машины
в присутствии хозяина. Самые распространенные способы: "выселение"водителя под
угрозой силы, причем происходит оно как с пассажирского сиденья, так и во время
остановки - снаружи; "не зевай на заправке" - все случаи захвата освободившегося
места водителя машины - часто незапертой, с ключом в замке, а то и с включенным
двигателем. Эти способы никогда не изживут себя благодаря традиционной жадности
до денег, доверчивости, торопливости и... чувства взаимовыручки по-прежнему
советских граждан. Многие "купились" на подлейший прием - остановившись
помочь голосующему затюканному "копеечнику", остались в облаке выхлопа
собственной машины с требуемым ключом "на семнадцать" в руке. Убитая "копейка"
тоже исчезает с прытью "Ламборджини".
Уже большинство даже недорогих сигнализаций (но не самых дешевых) имеют
функцию "Антихайджек" (Аnti-Нi-Jack), которым, в целях настоящей статьи,
будем называть только необходимость ввода кода (вручную ключом либо тумблером,
или посредством транспондерной метки) при возобновлении движения после
открывания (водительской) двери во избежание глушения двигателя. Другие
алгоритмы "защиты" от захвата (глушение двигателя с брелка, отсутствие "завязки"
на дверь, необходимость любых действий для запуска процедуры глушения двигателя,
а не ее отмены, и др.) нас не очень интересуют, как не универсальные и не
безопасные.
Обычно для нормальных "антихайджеков" вторым параметром служит
включение зажигания. Нам важно, чтобы независимо от состояния двигателя в момент
краткой остановки машина без кода не "убежала" далеко. Сравнивая цены в
популярных брэндах автосигнализаций, можно прийти к выводу, что минимальная
разница в цене системы с "антихайджеком" и без оного - порядка 15 долларов, хотя
хорошие динамические иммобилайзеры типа Black Jack, Black Bug или даже новый
Green Bux - Alligator стоят дороже благодаря высокой функциональности и удобству
пользования. Но и с небольшими "дополнительными" деньгами клиент расстаться не
спешит. Между тем простейший вопрос установщика: "Вам приходится останавливаться
на дороге, особенно с включенным двигателем?" - несмотря на очевидную тупость
(кому не приходится?), дает ему повод объяснить принцип действия "антихайджека",
привести несколько примеров из телерубрики "Криминал" и заработать эти 15
долларов - все одно на дороге не валяются, Мастер, сдающий машину с "ручным
антихайджеком" клиенту, поступит мудро, если порекомендует с самого начала
оттренировать до автоматизма процедуру ввода кода и не отключать эту функцию,
даже если предполагается "безопасная поездка", ибо таковых не бывает. Зато в
случае спасения машины и здоровья "антихайджеком" цепочка "вторичных" клиентов
на данную систему обеспечена. Есть смысл "пободаться".
Допустим, в выбранном комплекте функции "антихайджек" все же нет. Для защиты
от кражи по типу "не зевай" владельцу нужно всякий раз, покидая машину,
выключать двигатель (если это не сигнализация с функцией охраны при включенном
двигателе - они все недешевы и имеют "антихайджек") и включать режим охраны.
Объяснить это - тоже долг и "разводящего", и "сдающего" в установочном центре.
Самый умный и собранный автовладелец способен "клюнуть" на самую идиотскую
приманку. Один очень известный и благополучный мужчина, тронувшись с места,
услышал странный звон откуда-то сзади. Оглянувшись, заметил на асфальте какую-то
железяку. Остановился, вышел, чтобы разглядеть, что у него отвалилось. Внимание,
естественно, на железяку. Неожиданно его собственный автомобиль рванул с места,
и хозяин только успел заметить привязанную к нему консервную банку. Железяка
была просто подложена под машину. Вот так. Они-то нашу психологию прекрасно
учитывают всегда, а мы их - в основном по команде "жареного петуха".
О том, что охранная система без "антихайджека" должна иметь блокировку
зажигания или электробензонасоса (с "антихайджеком" она априори имеется), и
говорить не приходится - кроме автомобилей с автоматической КПП, где "сойдет" и
блокировка стартера, но на такие, как правило, дешевых систем не ставят.
Известен случай: когда на крупной заправке трое ловкачей за несколько секунд
замкнули провода на замке ВАЗ-21093 (она стояла в третьем ряду от кассы и была
закрыта фургоном), "растолкали" ее и умчались на орущей машине, когда хозяин уже
был в паре метров от нее. Пока хозяин "организовал" погоню - им хватило времени
на краткую остановку для обезвреживания сирены - блокировка стартера не помогла,
тачка "ушла"... Еще проще случай был на живописной речке Волхов: хозяин на время
купания оставил "шестерку" в начале крутого спуска. Тут и толкать не пришлось: а
поскольку ложные срабатывания на этой машине не были редкостью, все, что успел
хозяин, - с неплохим результатом преодолеть подъем вслед за родной тачкой,
которая завелась на спуске на его глазах...
В недорогих комплектациях, при отсутствии свободных каналов брелка на ту же
"охранную" кнопку часто вешают функцию отпирания/запирания багажника, все
более популярную даже у "простых" автовладельцев. При всем удобстве такой
реализации (включил охрану - багажник заперся) остается моментик, сводящий на
нет всю прелесть: хочешь открыть багажник - снимай с охраны. Последствия описаны
выше. Опять же надо растолковать потенциальному клиенту: либо откажись от
отпирания багажника с брелка одновременно с выключением охраны, либо снова ставь
на охрану, открыв багажник. Можно сделать это с отключением датчиков - если опыт
показывает, что возня в багажнике вызывает их "полное" срабатывание. Функция
дистанционного отключения датчиков имеется почти во всех наиболее популярных
брэндах сигнализаций - а много ли клиентов умеют ею пользоваться, правильно или
хоть как-нибудь? Здесь еще уместно поинтересоваться - а встанет ли данная
система на охрану при открытом багажнике или капоте (обычно с тремя
предупреждающими "кваками") или заорет как резаная, не давая возможности хотя бы
защитить салон и заблокировать движок при копании в багажнике или под капотом
где-нибудь в людном месте? Возможно, это спорно, но режим охраны и
запирание/отпирание багажника должны быть "развязаны" - либо отдельными каналами
брелка, либо уж без него, кнопкой в салоне. Эти моменты особенно важны для
владельцев седанов, ибо поднятая крышка багажника, в отличие от задней двери
лифтбэка или универсала, начисто закрывает видимость - что происходит в салоне.
Почти без надежды на успех среди "бывалых" пользователей автосигнализаций
посоветуйте держать брелок сигнализации, метку-транспондёр иммобилайзера и ключи
от машины отдельно. Если в системе запрограммирована автопостановка на охрану с
запиранием дверей (это самый "строгий" и надежный с точки зрения охраны
алгоритм), это избавит от запирания ключей с брелком в машине - случай, по
неотвратимости уступающий разве что приходу костлявой старухи с косой... А вот
новички в отношении "сигналок" довольно легко усваивают упомянутое правило. И
еще один аргумент в пользу отдельно хранимого брелка и блокировки зажигания для
бедных, но храбрых автовладельцев - на самый крайняк можно и на близком
расстоянии (30 м) остановить отъехавшую машину, включив брелком режим охраны -
при отсутствии режимов "Антихайджек" и "Антикарджек" это единственный шанс
спасти ее, если ее ценность для владельца сравнима со стоимостью здоровья. Такая
возможность, например, могла бы быть у вышеупомянутого купальщика.
Не стоит потакать клиентам, не желающим (по дури), чтобы двери запирались
при включении зажигания и отпирались при его выключении - дескать, замки
постояннj щелкают, да я часто выхожу при включенном двигателе (лень кнопку
поднять), да прочая ерунда. Если есть эта функция - лучше без дискуссий
запрограммировать ее работу и надеяться, что клиенту придется поблагодарить вас
задним числом, когда на светофоре в машину не сможет вломиться отморозок с ножом
II. ОГРАБЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ. Самое неприятное - кража
барсетки с документами на машину и ключами от квартиры - по головной боли не
сравнится ни с какими деньгами или магнитолой. Хотя крадут что ни попадя, не
особенно стесняясь присутствия хозяина. Это, будем считать, первый
cлучай:
- Приемы, почти всегда включающие отвлечение внимания, общеизвестны... и почти
безотказны. Общее правило при остановках - и внутри, и снаружи главное
внимание уделять собственной машине, а не простоватому на вид "чайнику"
пиковой масти или Мэрилин Монро, спрашивающих, как проехать в 18-й
Красноколенный переулок. Полезное дополнение к автосигнализации - выкиньте
барсетку, пользуйтесь карманами или поясной сумкой. Женщинам в этом плане
сложнее. Можно порекомендовать маскировать или прятать сумочку.
Карточкой-транспондером, хранимой в нагрудном кармане, им лучше не пользоваться,
а что до размещения транспондера в виде метки или брелка - подобные проблемы
женщины решать умеют. Некоторые полезные функции систем и приемы защиты уже
упомянуты; раздельное с режимом охраны отпирание багажника, ручная постановка на
охрану с запиранием дверей (и подъемом стекол по возможности), отдельно хранимый
брелок - можно быстро включить "панику", привлекая внимание окружающих к
замеченному воришке. Не зря выше мы оговорились, что отключать датчики при
включении охраны на время возни с машиной стоит только тогда, когда из опыта
известна их привычка включать "тревогу" ("предупреждение" еще куда ни шло) при
малейшем прикосновении к багажнику или капоту. Если четко отстроенный
двухзоновый датчик объема срабатывает на "тревогу" только при просовывании
руки в салон, а датчик удара - при ощутимом рывке в передней части машины, пусть
лучше остаются включенными.
- Второй случай - ограбление машины на стоянке в отсутствие хозяина - едва ли
не самый распространенный способ "криминального посягательства", популярный в
нашей стране еще со времен всеобщего дефицита. Начинали с "дворников", бензина и
колес, затем с расширением социальной базы в виде люмпенов, наркоманов, бомжей и
прочих "пионэров" это дело развилось до неприличия - даже пачка сигарет,
оставленная на "торпеде", может обернуться разбитым стеклом. Чем
привлекательней автомобиль снаружи и "содержательнее" внутри, тем больше он
вызывает криминального интереса и классовой ненависти. Как ни странно, это
справедливо больше для автомобилей среднего класса - новых ВAЗов и недорогих
иномарок. К дорогим машинам "пионэры" опасаются приближаться, справедливо
полагая, что они реже остаются без хорошей охраны и "присмотра". Если "богатый"
и опрятный салон не является постоянной необходимостью (деловой престиж, или
владелец - "эстет" или женщина), мы бы осторожно порекомендовали на время
стоянок придавать салону несколько более...гм, язык не поворачивается.,, ну,
скажем, "рабочий" интерьер. Простейшие варианты - выдвинутая пепельница,
умеренно грязная тряпка на полу спереди, на заднем сиденье, полке или даже
"торпеде". Есть основания полагать (были случаи понаблюдать), что, как ни
странно, среди воришек тоже много "эстетов", и такая тряпка часто действует на
них, как "Фумитокс" на комаров. При том "рабочий" характер салона несколько
снижает "классовую ненависть" и стремление к борьбе за "социальную
справедливость", овладевающее юными люмпенами в основном в ночное время
одновременно с приступами вандализма и диареи. Несмотря на привлекательность
упомянутой функции полного или частичного отключения датчиков в режиме охраны,
отключать датчики следует только в крайнем случае, действительно в очень
тесном и людном месте, и ни в коем случае не все. Как бы то ни было,
чириканья и вопли сирен все же привлекают внимание хотя бы
соседей-автовладельцев - это единственное достоинство уймы одинаковых по
звучанию сирен. А внимания к машине воры не любят, что бы ни говорили об их
наглости. А тем автовладельцам, которым совершенно "по барабану" тревожные
сигналы соседских "дворняжек", рекомендуем недорогие способы повышения
узнаваемости и длительности работы звукосигнальных устройств: установка
нестандартной сирены, программирование звучания сирены, установка ДВУХ сирен,
тревога одновременно с сирены и клаксона, тревога просто с клаксона -
последние функции легко реализуются при наличии специального выхода на
дополнительную сирену/клаксон/пейджер, как в Alligator LX-990, Prestige APS
150,175,500,600 и других. Два сигнальных устройства обеззвучить труднее, чем
одно, что весьма важно при попытке угона. (Вот еще рекомендации идеалиста: в
собственном дворе автомобилисту лучше среагировать на срабатывание чужой
сигнализации и предотвратить yгон или играблание. В случае успеха предприятия
воры обязательно вернутся в "удачный" двор - и тогда не повезет уже вам.)
Кстати, о дополнительных выходах и пейджерах, что-то выходящих в последнее время
из моды. Появившиеся в последнее время надежные и дальнобойные пейджеры и
системы с двусторонней связью, хоть и не относятся к самым "недорогим функциям
охранных систем", четко и надежно "отрабатывают" именно рассматриваемый случай
ограбления в отсутствие хозяина на дневных и ночных стоянках при гарантированной
узнаваемости тревоги и возможности отключить автономную сирену, если так уж
хочется стеснительному автовладельцу - мы же этого делать не рекомендуем,
полагая, что лучше претензии соседей, чем угон или ограбление машины. Кстати, не
спешите жать "первую кнопку" для выключения тревоги в результате ложного
срабатывания сигнализации автомобиля "дворового" хранения. Срабатывание может
оказаться не таким уж и ложным, о пользе "пересброса" для воров будет сказано
ниже. Если у системы есть функция выключения тревоги без снятия с охраны, о ней
должен помнить и менеджер, и хозяин автосигнализации. В этой связи вновь
напомним о точной настройке датчиков и правильной установке концевых
выключателей, что в принципе должно предотвращать ложные срабатывания, а буде
они все же возникнут, автовладельцу следует разбираться в индикации памяти
срабатываний и устранять их причину - самому или через установщика. Не более чем
простого напоминания заслуживают банальные правила о съемных "мордочках"
магнитол, удалении из салона антирадаров и других съемных приборов. Большего
внимания заслуживает скрытая и добротная установка акустики и компонентов
аудиосистем, особенно в задней части автомобиля - так называемые "наркоманы", а
фактически весь вышеперечисленный контингент, охотно и за считанные секунды бьют
заднее стекло либо вскрывают багажник и выдирают хлипкие полки с видимой
акустикой, потом чейнджеры, усилители...все, что можно по дешевке продать и
взять "дозу" по вкусу. Борясь с этим (помимо "эстетических" резонов), некоторые
наши фирмы изготавливают и продают (устанавливают) мощные "саундборды" со
скрытой акустикой в виде полок на популярные марки автомобилей. Некоторые
умельцы снабжают их дополнительным замком, закрывая доступ в багажник помимо его
"штатного" замка.
III. С третьей из рассматриваемых групп
"криминальных посягательств" - УГРОЖАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ ВБЛИЗИ
МАШИНЫ - мы сталкиваемся реже, чем с предыдущими, но все же гораздо чаще,
чем хотелось бы. Здесь роли меняются, и автомобиль с охранной системой может
вступиться за хозяина, а не наоборот. Непривычность такой "постановки вопроса"
вызывает отсутствие стереотипа защитного поведения и неумение воспользоваться
функциями охранной системы и автомобиля.
- Начнем с самой известной функции - "паника", то есть включение режима
тревоги с пульта ДУ Присутствуя во всех сигнализациях, она реализована
поразному. В некоторых системах, в основном старшего поколения, "паника"
вызывается последовательным выполнением кодов, поступающих на систему в
результате долгого нажатия кнопки включения/выключения охраны на брелке. То есть
при включенной охране сначала выполняется команда выключения охраны с отпиранием
замков, затем включение охраны с запиранием и только потом - "тревога". В момент
такого "пересброса" наглый вор получает возможность быстро проникнуть в салон, а
вот в случае нападения на автовладельца последний не получает никаких
преимуществ, кроме привлечения внимания, что на худой конец тоже неплохо. В
других системах "паника" включается той же или чаще другой кнопкой, но не
сопровождается "пересбросом" режима охраны и замков. В третьих "паника" не
работает при выключенном режиме охраны, причем, в отличие от первого случая,
нажатие кнопки не вызывает предварительного включения охраны, чтобы "паника"
наконец заработала. При этом алгоритме автовладелец, сняв охрану в десятке
метров от машины, становится беззащитен даже с брелком в руке. Здесь мы
притормозим, чтобы напомнить очередную истину: в темное время суток, а лучше
никогда, не выключайте охрану до приближения к машине вплотную, как бы ни
было приятно покомандовать ею с расстояния в десятки метров. Функции
дистанционного включения световых приборов и функция "поиска автомобиля" полезны
для разведки обстановки внутри машины и рядом при посадке в темноте. Так что,
если нет в недорогом комплекте завалящего дополнительного устройства (того же
привода багажника), чтобы занять свободный канал, пусть он хоть фары включает
или другие источники света. Завершая разговор о режиме "паника", отметим, что
оптимальный алгоритм его работы реализован в таких системах, как Clifford,
Pearson, Excalibur, Ailigator - в момент включения "паники" система по состоянию
режима охраны (по наличию зажигания) определяет, находится ли владелец в машине.
Если да - двери запираются (в случае, если все-таки не запрограммировано их
запирание по зажиганию, см, выше), включаются сирена и световые сигналы,
двигатель не блокируется, давая возможность водителю покинуть опасное место.
Если водитель снаружи (система в режиме охраны, зажигание выключено), двери
отпираются, давая владельцу возможность укрыться внутри машины, запереть двери и
"действовать по обстановке", то есть чаще всего дать дёру. Не будем заострять
внимание на других возможных действиях, както: призыв на помощь "чисто по
мобильнику", доставание из-под сиденья монтировки или "калаша", "уничтожение
противника огнем и маневром". Однако если ситуация в буквальном смысле
безвыходная, а нападающих несколько, придется живенько вспомнить, что автомобиль
хоть и не БМП, но все же является "источником повышенной опасности" и как
таковой может служить средством самообороны - в крайнем случае.
- Еще одна функция, точнее, алгоритм работы дистанционно управляемого
центрального замка, оставлена нами напоследок, так как имеет отношение ко
всем трем группам "криминальных посягательств". Запирание всех дверей при
включении зажигания уже упомянуто как средство защиты от вламывания в
автомобиль во время краткой остановки. Запирание всех дверей при включении
охраны защищает от посягательства на автомобиль или его содержимое в ситуациях,
условно названных "не зевай", т.е. в присутствии владельца. Оно же не позволяет
по забывчивости оставить отпертыми двери, не оснащенные электроприводами, при
включении охраны для длительной стоянки. "Все двери" мы подчеркиваем потому, что
возведенное в крайность стремление к экономии породило странный термин:
"центральный замок на водительскую дверь"- это когда электропривод ставится
только на одной двери (мы не берем случаи с машинами типа Land Rover Discovery,
где центрозамок имеет приводы на всех дверях, кроме водительской - там для
реализации функций охранной системы действительно нужен один привод).
Двухшаговое отпирание дверей с первоначальным отпиранием водительской
двери с точки зрения безопасности также может оказаться как нельзя кстати при
необходимости быстро укрыться в машине - помня, что в данном случае не стоит,
сказав "А", говорить и "Б" (открывать остальные двери). Из этого исключения есть
свое исключение - если до водительской двери не хватит времени добраться или она
чем-то блокирована, нужно сказать "Б" и прыгать в машину, откуда придется.
Короче, с точки зрения личной безопасности (и просто удобства) парковаться лучше
водительской дверью в направлении "откуда приду", а "носом" к выезду. А если
машина оснащена замком Mul-T-LocK, данная рекомендация заучит особенно "свежо и
убедительно", с дополнением - "задними колесами в бордюр". Как видим, кроме
общеизвестных охранно-защитных функций (блокировки, "антихайджек", наличие
датчиков), немалую роль в обеспечении безопасности автомобиля и личности могут
сыграть "второстепенные" функции "комфортного окраса", которые зачастую вовсе и
не рассматриваются как критерий выбора охранной системы и ее конфигурации - ни
менеджером, ни, соответственно, клиентом. А между тем такие функции в
большинстве своем "готовы к употреблению" даже во вполне "экономичных" и
"средних по цене" системах вроде Excalibur, ALLigator даже A.P.S. Они не требуют
от клиента существенных расходов, а от установщика - дополнительных усилий при
установке, так что умение пользоваться ими в сочетании с привычкой соблюдать
простейшие правила безопасности клиент может приобрести только под влиянием
менеджера и сдающего мастера. Те, в свою очередь, привлекая внимание клиентов к
этим функциям и правилам (увы, пока нечасто):
проявляют видимую заботу о клиенте и автомобиле,
обеспечивают дополнительную защиту клиента и его автомобиля, снижая
вероятность успешного "криминального посягательства",
борются с угонами и сопутствующей им антирекламой собственной фирмы и данной
сигнализации,
обеспечивают приток "вторичных" клиентов после неудачных посягательств на
машины, оснащенные "их" защитой, - даже если сама сигнализация решила исход
только наполовину, а второй половиной стало правильное поведение автовладельца.
По материалам журнала "Мастер 12 Вольт" - m12v.auto.ru
|