Истребители НАТО F-16, патрулировавшие
воздушное пространство Европы, повредили двигатели после прохождения
сквозь облако пепла, образовавшегося в результате извержения вулкана в
Исландии.
В результате инцидента никто не пострадал, а самолеты, получившие
повреждения, успешно достигли аэропорта, заявил западный дипломат, не
пожелавший назвать свое имя.
По его словам, на двигателях
истребителей появился характерный стекловидный налет от вулканической
пыли.
В истории авиаперевозок
были случаи, когда у лайнера, пролетевшего через облако вулканического
пепла, отключались все двигатели.
Воздушное пространство большинства североевропейских стран было закрыто
после извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии 14 апреля.
Во время извержения вулкан выбрасывает на высоту 3-4 километра миллионы
тонн вулканического пепла, который очень опасен для авиационных
двигателей. Облако пепла на данный момент разошлось над всей Европой и
полеты самолетов практически прекратились.
Хьялтадоттир также
отметила, что предсказать продолжительность извержения ученые не могут.
«Последнее извержение на этом вулкане также происходило в кратере на его
вершине. Оно началось в декабре 1821 года и продолжалось более года.
Это извержение может продлиться недели и месяцы, а может закончиться за
неделю. Мы не знаем», - сказала она.
Вместе с тем, Хьялтадоттир
отметила, что выбросы пепла не обязательно будут происходить в течение
всего периода активности вулкана. «Во время последнего извержения (в
1821-1823 году) выпадение пепла было зафиксировано только на самых
сильных стадиях извержения, и не было постоянным», - сказала она.
Бывший пилот Джованни Маджи пояснил Euronews, почему полеты сквозь
облако вулканической пыли и пепла опасны для самолетов. Тому есть как
минимум две причины. Во-первых, частицы камней и силикатов, обладающих
абразивным эффектом, могут попасть в двигатель и привести к его
остановке. Во-вторых, когда самолет попадает в такое облако, пепел и дым
снижают видимость, что очень мешает пилоту.
Так, в июне 1982 года, в небе над Индийским океаном, Boeing-747 компании
British Airways попал в облако, образовавшееся в результате извержения
вулкана на острове Ява. Один за другим вышли из строя четыре двигателя.
Самолет стал снижаться. Когда он снизился на 7 тысяч метров, пилоту
удалось наконец запустить три двигателя и посадить самолет в Джакарте.
Этот случай получил название "Джакартский инцидент". Именно после него в
правила безопасности полетов были внесены изменения, требующие
учитывать активную вулканическую деятельность.
По данным геологической службы США, с 1983 по 2000 годы было
зарегистрировано более 100 случаев, когда двигатели воздушных судов
пострадали от вулканического пепла. В некоторых случаях двигатели
прекращали работать. К счастью, к фатальным последствиям это не привело
ни разу.
Вот еще наиболее известные инциденты, связанные с попаданием пепла в
двигатели самолетов, помимо "Джакартского".
В том же 1982 году аналогичный случай произошел с Boeing-747
сингапурской авиакомпании. Точно так же самолет совершил вынужденную
посадку в Джакарте из-за выхода из строя двух двигателей из четырех.
15 декабря 1989 года очередной Boeing-747, летевший из Амстердама и
имевший на борту 231 пассажира и 13 членов экипажа, начал снижение для
захода на посадку в город Анкоридж (Аляска, США). На высоте 7500 м, в
240 км от вулкана Ридаут, самолет попал в пепловую тучу, все четыре
двигателя заглохли, и в течение восьми минут самолет падал. Когда пилоты
сумели снова запустить двигатели, до земли оставалось менее 2000 м.
Самолет благополучно приземлился в Анкоридже, позже из каждой турбины
было извлечено по 80 кг вулканического пепла.
В 2009 году авиакомпания Alaska Airlines неоднократно отменяла рейсы
из-за извержения вулкана Ридаут, из кратера которого пепел выбрасывался
на высоту до 15 км.
|