Если выборы в местные советы будут проведены осенью этого года, то
существенную конкуренцию представителям крупных политических партий
могут составить предприниматели. Организации работодателей станут,
возможно, и не полностью самостоятельными политическими игроками, но
однозначно дистанцируются от нынешней власти и попытаются сыграть в свою
игру.
Что же может послужить причиной? В первую очередь некоторые
новшества, заложенные в проекты Налогового и Бюджетного кодексов.
Введение фактически односторонней ответственности (в 70 пунктах 22
статей проекта) плательщиков налога перед государством (против 1 статьи в
их пользу). Невозможность отнести на валовые расходы предприятия
средства, потраченные на покупку товаров и услуг у частных
предпринимателей. Введение сложной системы штрафов за нарушение
налогового законодательства, когда за одно и то же нарушение возможно
будет взимать несколько различных видов штрафов одновременно.
Существенное расширение полномочий налоговых органов и увеличение сроков
и числа различных проверок. Резкое уменьшение видов деятельности, при
котором возможен выбор упрощённой системы налогообложения. Увеличение
суммарной нагрузки на единоналожников. Всё это поставит значительную
часть бизнеса на грань разорения. В итоге перед бизнесом встанет вопрос:
что с этим всем делать? Парадоксально, но ответ на него кроется там же –
в проекте Бюджетного кодекса.
«Местные бюджеты получат уже в следующем году дополнительный ресурс
около 12 млрд. гривен», – сказал премьер Азаров, анонсируя новую
редакцию Бюджетного кодекса. По его словам, правительственный проект
предполагает передать в местные бюджеты 8 общегосударственных налогов и
сборов, а также пятую часть налога на прибыль. Много это или мало? Если
поделить всю сумму на число субъектов административно-территориального
деления Украины, то на каждый придётся по 1 млн. грн. в год. Конечно, за
эти деньги нельзя ни школы построить, ни больницы, ни дороги – разве
что починить что-нибудь. С другой стороны, миллион гривен – приз,
достойный того, чтобы за него побороться. Особенно в дотационных
регионах, а таких в Украине большинство.
Как же местные предприниматели смогут попытаться вернуть себе деньги,
отобранные у них в результате налоговой реформы? Ответ один: получив
доступ к бюджету. Для этого им придётся стать депутатами местных
советов. Только на госзакупках, существенно увеличенных после получения
областными, городскими, районными и т. д. бюджетами дополнительного
источника доходов, бизнес может исправить своё финансовое положение.
Правда, 1 млн. грн. для крупного города – это капля в море, но для
небольшого села – океан возможностей.
В такой ситуации шанс побороться за местную власть получает не только
«самый оппозиционный» БЮТ, но и множество более мелких всеукраинских
партий, и не только оппозиционных. В первую очередь счастье может
улыбнуться «Сильной Украине» Сергея Тигипко, который в качестве одного
из главных ответственных лиц за разработку проекта Налогового кодекса
хорошо осведомлён о его подводных камнях и может это знание донести до
своих партийных структур. «Фронт перемен» Арсения Яценюка тоже получит
свои бонусы. Если раньше местные бизнесмены не видели особой надобности в
том, чтобы его поддерживать, то теперь это может стать для них насущной
необходимостью. И даже маргинальные и сугубо региональные проекты имеют
шанс попытаться побороться за фракцию в местном совете.
Новая реальность рождает новые правила игры и даёт новые возможности.
Но будет ли она лучше, чем реальность сегодняшняя?
Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности
http://focus.ua/