Гражданам вовсе необязательно заполнять анкеты банков,
разработанные для выявления доходов, полученных преступным путем
Об этом пишет газета Коммерсантъ-Украина,
ссылаясь на письмо Национального банка Украины, в котором регулятор
решил разъяснить основные принципы идентификации заемщиков и вкладчиков.
В частности, из письма следует, что в обязательном порядке клиенты
должны раскрывать банкам только информацию, установленную законом.
Как
известно, что ст. 9 закона «О предотвращении и противодействии
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или
финансированию терроризма» требует от физических лиц раскрытия лишь
паспортных данных и идентификационного кода. То есть тех данных, которые
банк и так всегда получал от клиента.
Как отмечает издание, НБУ
был вынужден подготовить это разъяснение в связи с жалобами клиентов на
банкиров, потребовавших от клиентов предоставления данных о доходе
семьи, о наличии среди родственников клиента работников или основателей
банка, о семейном положении, наличии автомобиля. «Если банк считает
необходимым получить дополнительные данные, не предусмотренные
законодательством, он должен определить перечень документов и сведений,
определить условия их предоставления в договоре с клиентом или
опроснике», - говорится в письме.
В частности, НБУ не считает
важным для банков иметь информацию о движимом и недвижимом имуществе
клиентов, которые получают через банк зарплату, пенсию, стипендию или
социальную помощь, имеют депозиты на небольшие суммы и не пополняют свои
счета из других источников на сумму больше 150 тыс. гривен за квартал.
При этом банк может настаивать на том, что в случае отказа клиента от предоставления информации с ним не будет заключен договор
Кроме
того, раздел III постановления НБУ N22 обязывает банки присвоить
высокий уровень риска лишь клиентам, связанным с терроризмом, являющимся
публичными деятелями или связанным с ними, а также проживающим в
странах, которые не выполняют рекомендации FATF. В остальных случаях
банки могут принять внутренний документ с дополнительными критериями
риска и просить клиентов добровольно сообщить о себе личную информацию.
При этом отказ клиента от ее предоставления не может стать причиной
отказа банка от его обслуживания. НБУ будет «предоставлять должную
оценку фактам отказа банков».