Многими заинтересованными лицами (от политиков до избирателей) второй тур президентских выборов воспринимается как последняя битва. Но день волеизъявления – это не итог политической борьбы, а скорее - лишь начало нового ее периода. Почти все интересное ждет нас впереди, но масштабы этого "интересного" труднопрогнозируемы.Рассчитывать на то, что с 8 февраля страна окажется на пороге дивного нового мира, не приходится. Само по себе повторное голосование больше похоже на точку бифуркации (момент неустойчивости системы), после которой положение дел, надо полагать, непременно изменится, но трудно сказать, как именно, насколько и как надолго. Дальнейшее развитие ситуации, безусловно, во многом зависит от того, кто именно станет победителем президентской гонки. Но одно имя необязательно сделает явным все тайное ближайшего будущего.
Первый ответ на вопрос "Что же будет после выборов?", который, судя по всему, приходит в головы и политиков, и политологов, и избирателей, прост и лаконичен. Помимо версии "Прямое правление президента Виктора Ющенко", вовсе
не исключено, что после выборов будут… снова выборы. В наиболее рафинированном виде такой прогноз содержится в, то ли мечте, то ли кошмаре политикума, о снятии одной из кандидатур, что автоматически запускает процесс с самого начала. Но после многочисленных заявлений и разъяснений надежды на такой вариант развития событий выглядят тщетно.
С большей вероятностью на горизонте маячит перспектива передачи эстафетной палочки избрания президента от народа в другие руки. Например, к судам, которые после принятия спорных поправок закона о выборах, облегчающих если не сами фальсификации, то право их подозревать, скорее всего, окажутся закруженными исками о признании недействительными результатов выборов на многих участках. Вслед за тем
к трудной задаче поиска истины может подключиться Высший административный суд, и – в параллельном режиме – глас народа в его проверенной "майданной" форме. Вне зависимости от того, кто именно будет считать себя пострадавшей стороной, стоит ожидать, что на митингах соберутся сторонники обоих кандидатов – хотя бы потому, что этого требуют своего рода правила хорошего тона.
Чем бы ни закончились выборы – кратковременным бурлением масс, отклоненным судебным иском, проведенным третьим туром – серьезная борьба за сферы влияния (сначала политическая, а уже после стабилизации раскладов – экономическая) пусть не начнется, но определенно перейдет на новый уровень.
Главной задачей команды, которая придет к власти, будет закрепление результата на всех этой власти уровнях. И, хотя оба кандидата заверяют, что с их приходом на Банковую по всей стране случатся мир и благодать (Виктор Янукович даже пообещал не устраивать люстрации), можно предположить, что
все органы власти сверху донизу – ожидают масштабные кадровые перетасовки.
И тут хорошую службу сослужат заявленные на май выборы местных властей. Вот только спрогнозировать их результаты трудно: то ли сила победителя на волне энтузиазма симпатиков снова окажется на коне, то ли поклонники проигравшего будут жаждать реванша и получат его, то ли "молодые и перспективные" всерьез разыграют карты, сданные первым туром… Может быть и такое, что сочетание трех основных факторов, помноженное на ряд сопутствующих (вроде рост политической популярности правых симпатий на части территории страны) приведет к разделу регионов на два лагеря почище, чем в памятном 2004 году.
Маловероятно, что региональные выборы от президентских будет отделять продолжительный срок, но, в любом случае, в ожидании итогов местной борьбы участникам большой игры будет, чем заняться и в центре. Актуальнейшие вопросы первых дней полноценного правления нового президента включают в себя пункты: "Каким будет правительство?" и "Как себя поведет парламент?". Очевидные пути развития событий предполагают, что при президенте Януковиче правительство Тимошенко вскорости столкнется с приступом недоверчивости Верховной рады. А при президенте Тимошенко страной некоторое время будет управлять все тот же, изрядно полинявший, Кабмин во главе с и.о. премьера Александром Турчиновым. Как будет выглядеть новый Кабинет – зависит не только от президента (если не рассматривать авансы вроде "Без Тигипко – никуда"), но и во многом от парламента. Причем не только от "родной" политической силы и сочувствующим ей, которые окажутся источником министерского ресурса, но и от общего абриса ныне аморфной парламентской коалиции.
На сегодня нынешний премьер-министр "владеет" в ВРУ VI созыва официальным большинством, а главный оппозиционер демонстрирует успехи по части аккумулирования голосов большинства фактического. Из чего можно при желании сделать вывод о том, что
каждый претендент на президентский пост, может быть, и не сразу, но получит контроль над вожделенными 226 "штыками", чему будет весьма способствовать упаднические настроения в противоположном лагере. Вот только путь к ручному парламенту усеян сплошными "но". "Но" неизвестно, насколько ситуативные союзники будут готовы официально оформить отношения (Вячеслав Кириленко, например, уже успел высказаться в стиле "Совместные голосования – еще не повод для братания"). "Но" непонятно, насколько глава государства понадеется на сотрудничество с фракциями-сателлитами, которые уже неоднократно демонстрировали редкую гибкость своих воззрений. "Но" неясно, удовлетворит ли нового гаранта 226 (плюс-минус пару десятков) сочувствующих, и не захочется ли ему претендовать на заветные конституционные три сотни.
С учетом того, что при соответствующей политической сноровке сколотить более-менее стабильное парламентское большинство можно и малой кровью, возможно именно желание обрести волшебное право мановением кнопок наверняка менять Основной закон (или договоренность с внепарламентским "молодняком", или еще что-нибудь) сработает как двигатель избирательного прогресса. Для реализации программы "
Досрочные парламентские выборы" нужно пройти неблизкий путь, немаловажными пунктами которого рискует стать закономерное нежелание действующего спикера оказаться на обочине политической жизни, негарантированная обоснованность трат или, к примеру, явная усталость народа от выборов. Одновременно, для преждевременного волеизъявления нужно найти основания: нерабочий парламент, несуществующее большинство (что довольно чревато) или неназначенная новая редакция Кабмина (хотя представить себе правительство во главе с и.о. премьера Юлией Тимошенко при президенте Викторе Януковиче было бы заманчиво). При желании повод всегда найдется, но вот поверить в задекларированное как-то Виктором Федоровичем "Вместе с местными" сложно – по срокам не выходит. Да и в любом случае, если отвлечься от пресловутого фактора усталости, то оформить перезагрузку парламента действительно имеет смысл уже после региональных плебисцитов – посмотреть на тенденции, результаты, в зависимости от них – оценить возможные законодательные изменения. Например, в самом ли деле имеет смысл связываться с открытыми списками или другими намеками на "мажоритарку".
С выборами или без, но при новом президенте сложная жизнь, возможно, ожидает украинскую Конституцию. Кроме того, что "устаканивание" ситуации в плоскости "парламентско-президентская или президентско-парламентская", которое объективно назрело, можно ожидать, что
любой победитель приближающегося волеизъявления захочет откорректировать Основной закон под нужды себя, сопутствующей политической силы (кроме прочего – увеличить проходной барьер) или "ядерных" избирателей. Памятуя об инициативах, слухи о которых будоражили Украину в мае-июне 2009 года, можно только представить выдающиеся масштабы возможного конституционного творчества. А чтобы народ не почувствовал себя отрешенным от судеб родины, новый глава государства всегда может решить провести какой-нибудь референдум: и людям приятно, и демократичность налицо, и обязательной силы (как показала практика 2000 года) такой "соцопрос" не имеет…
Особую ожесточенность грядущей борьбе за власть, по мнению многих экспертов, придает то, что для кого-то из нынешних соперников эта битва может оказаться началом политического конца. Впереди ждет многое, но по-настоящему приятное – только одного из них. Причем, нельзя не отметить справедливость мнения, получающего все большее распространение: если из Юлии Тимошенко вполне может получиться эффективная оппозиция, копящая силы для возвращения, то представить, что Виктор Янукович успешно проживет в такой роли еще пять лет, уже намного сложнее… Ставки очень высоки, а на кону не только власть, "правильный" Кабмин, послушный парламент, но и страна – с ее экономическим кризисом, с угрожающим непростым периодом перераспределения капитала, с социальными проблемами, с давно назревшими непопулярными реформами, с "флюгерообразной" в перспективе внешней политикой и в целом – с крайне нестабильным положением дел. Корона, которая достанется победителю, очень тяжела и неизвестно, насколько успешно и в какой степени достойно ему удастся удерживать ее на голове. Чем обернется следующий президентский срок: экономическим благополучием, политическим кризисом, дефолтом, вечной дружбой с Россией, вступлением в НАТО и/или ЕС, кредитной бездной, сворачиванием демократии, вторым государственным языком, расцветом малого и среднего бизнеса, ограничением свободы слова, одно- или двухпартийной системой, переписанной Конституцией, построением гражданского общества, диктатурой, ростом уровня жизни людей – сказать сложно. И едва ли на вопрос "Что же будет?" сможет внятно ответить каждый из потенциальных президентов. С другой стороны, пусть, возможно, впереди и не лучшее, но жить будет интересно – это точно.
http://podrobnosti.ua